ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: Завоевания Александра Македонского

Сайт Сагарчинской средней школы

Будущее начинается здесь и сейчас!

ВХОД



Календарь



Опрос

Интересно ли Вам на этом сайте?
 

Статистика

Пользователи : 7
Статьи : 329
Просмотры материалов : 228924

На сайте

Сейчас 64 гостей онлайн

Вход в электронный дневник

Баннер

Вход в систему "Госуслуги"

Баннер

Персональные данные Дети

Баннер

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА: Завоевания Александра Македонского

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

(скачать с приложениями)

 

 

Завоевания Александра Македонского


 

«Жизнь долга, если она полна…

Будем измерять ее поступками,

а не временем».

Сенека.

Цель урока: познакомить учащихся с завоеваниями Александра Македонского

Задачи:

- обучающие: познакомить учащихся с одним из самых выдающихся полководцев древности, дать представление его личности и делах;

- развивающие продолжить формирование умений работы с исторической картой, историческими источниками и дополнительной литературой; продолжить работу над развитием у учащихся умений устанавливать причинно – следственные связи, сравнивать явления и факты, самостоятельно добывать знания; совершенствовать приемы использования различных источников информации;

- воспитательные: прививать интерес к историческим событиям прошлого.

Тип урока: комбинированный

. Оборудование: компьютер, проектор, карта, учебник

УУД: 1. Регулятивные 2.Личностные 3. Познавательные 4. Коммуникативные

Структура и ход урока

1. Организационный

2. Проверка домашнего задания

3. Мотивационный

4. Изучение нового материала

4.1. Личность Александра, первые победы

4.2. Осада Тира и основание Александрии

4. 3. Решающие сражение

4. 4. Поход на край земли

5. Рефлексионно-оценочная часть

6. Домашнее задание

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

 

Этап

урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Время

1

2

4

5

6

1

Организа-

ционный

Проверка готовности к уроку, приветствие.

Приветствуют учителя, подготовка к уроку.

3 мин.

2

Проверка домашнего задания

Работа с карточками,

Ответы у доски:

1. Битва при Херонее и Коринфский съезд

2. Смерть Филиппа II

Выполнение

7 мин.

3

Мотивационный

Мотивация к изучению нового материала.

Показ изображений Александра Македонского

Запись темы и плана урока в тетрадь

Ученики формулируют тему урока

2 мин

4

Изучение нового материала

4.1. Личность Александра

- какие черты характера мы можем выделить из прочитанного фрагмента?

Первые победы

Рассказ о битве на реке Граник

Весной 334 г. до н.э. 35–тысячное войско греков выступило в поход. Александр переправился через пролив и вступил в Азию. Здесь на берегу реки Граник Александра уже поджидали персы во главе с царем Дарием ІІІ. Царь Македонии разгромил 40-тысячную армию персов. Дарий потерял 20 тысяч воинов и отошел в Персию. После этого в Малой Азии не осталось ни одного персидского воина. Греческие войска продвигались вперед.

В городе Гордии показали достопримечательность: искусно связанный канат на колеснице. По преданию кто его развяжет станет властителем всей Азии. При большом стечении народа Александр попытался развязать узел, но не смог. Тогда он выхватил меч и его перерубил. «Разрубить Гордиев узел»

Рассказ про битву при Иссе

Вернувшись в Персию Дарий собрал громадное 130 – тысячное войско и двинул его на Александра. В 333 г. до н.э. у сирийского города Исса состоялась новая битва. Греки снова одержали победу. Дарий ІІІ был разбит и бежал, бросив свою мать, жену и детей. Александр приказал обращаться с родственниками персидского царя соответственно их знатности и высокому положению. Он объяснил, что воюет с Дарием не из личной вражды, а законно отвоевывает власть над Азией.

- Как вы думаете какие основные причины побед Александра

4.2. Осада Тира и основание Александрии

В Финикии города Библ, Сидон без боя сдались Александру. Но г. Тир , согласившись признать власть греков, отказался открыть перед ними ворота. Македонцы построили дамбу от берега до острова длиной 800 метров. Начался общий штурм. 8 тысяч защитников были убиты. 30 тысяч были проданы в рабство.

Во время осады Дарий предложил мир, но Александр отказался.

В декабре 332 г. до н.э. греческое войско пришло в Египет, который без боя признал власть Александра.

Греческие войска торжественно вступили в Мемфис, древнюю столицу фараонов. Александр проявил уважение к египетским святыням. Повелел восстановить храмы и совершил жертвоприношения. За это жречество признало его фараоном и сыном бога Амона.

С потерей Египта персы лишились главного источника зерна.

ФИЗКУЛЬМИНУТКА

Уинстон Черчилль советовал: «Сочетай работу с отдыхом, не позволяй себе уставать ни то работы ни от отдыха».

- Вы хорошо поработали, теперь пришло время отдохнуть.

- Для того, чтобы усвоить даты и события предлагаю следующее упражнение. Ученики встают, руки вытянуты вперед. Задание: если я называю правильный вариант ответа вы поднимаете руки вверх, можно при этом подняться на носки, потянуться, если неправильный – руки опускаете вниз с наклоном и расслаблением.

Приготовились.

1. В 334 г. до н.э. Александр разгромил персов у р. Граник.

2. Город Тир Александр держал в осаде .

3. В Египте Александр основал г. Александрию.

4. Войска персов возглавил Ксеркс (Дарий ІІІ).

Для того, чтобы лучше запомнить даты, я предлагаю вам закрыть глаза и представить , что нос вырос как у Буратино, обмакнуть его , как в сказке, в чернила и написать как можно красивее носом в воздухе - 334 г. до н.э – битва у реки Граник, 333 г. до н.э. – Битва возле города Исса.

4. 3. Решающие сражение

Осенью 331 г. до н.э. Александр покинул Египет и направился на Восток. Дарий ІІІ успел собрать у Вавилона новую армию. Александр не стал ждать нападения и сам пришел в Месопотамию. 1 октября 331 г. до н.э. у селения Гавгамелы состоялось последнее крупное сражение в той войне. Александр уничтожил 100-тысячное персидское войско. Бежавший Дарий ІІІ был убит своими приближенными.

Показ видео фрагмента с комментариями

Просмотр кинофрагмента «Перед битвой при Гавгамелах»

и кинофрагмента "Сражение у Гавгамел"

? - Какие впечатления произвела на вас битва при Гавгамелах?

? – Что приносит война?

4. 4. Поход на край земли

§ Примерно с ноября 326 до н. э. македонское войско в течение 7 месяцев сплавляется вниз по рекам Гидасп, потом Инд, по пути делая вылазки и покоряя окрестные племена. В одном из сражений за город маллов (январь 325 до н. э.) Александр был тяжело ранен стрелой в грудь. Раздражённый противодействием и пассивным мужеством народов Индии Александр истребляет целые племена, не в силах остаться здесь на длительный срок, чтобы привести их к покорности.

§ Часть македонского войска под началом Кратера Александр отправил в Персию, а с оставшейся частью достиг океана.

§ Летом 325 до н. э. Александр двинулся от устья Инда в Персию вдоль побережья Индийского океана. Возвращение домой через пустыни Гедрозии, одной из прибрежных сатрапий, оказалось тяжелее любого сражения; от зноя и жажды в дороге погибло много людей.

§ В феврале 324 до н. э. Александр достиг Персии, завершив, таким образом, индийский поход.

Вывод: Походы Александра имели огромное значение для всей Греции и Азии. В результате этих походов были созданы новые государства, в которых главную роль играли переселившиеся в Азию и Египет греки. Греки обогатили свои знания лучшими достижениями восточной культуры и сами внесли свой вклад в развитие местных народов.

Работа с источником,

Класс делится на 3 группы, работа в группах

Ответ на вопрос

Запись дат в тетрадь

Смотрят в атласе место сражения, итоги записывают в тетрадь

Запись дат в тетрадь

Ответ на вопрос

самостоятельная работа с учебником, ответы на вопросы

после рассказа отвечают на вопросы

опережающее задание ученику, запись даты осады, показ места на карте

Выполнение упражнений

Смотрят видео, дату записывают в тетрадь, смотрят по карте место сражения, слушают рассказ учителя

Опережающие задание ученика

Ученики делают вывод на основе изученного материала

25 мин.

5

Рефлексионно-оценочная часть

фронтальный опрос:

-Почему Александр Македонский завоевал полмира?

-– Объясните значения слов: фаланга, царь.

- Какой смысл в эпиграфе нашего урока?

Жизнь долга, если она полна…

Будем измерять ее поступками,

а не временем».

Сенека.

- историческая притча

Выставление оценок

ответы на вопросы

Слушают, отвечают на вопросы

5 мин.

6

Домашнее задание

Объяснение домашнего задания

П. 36 (5 вопрос письменно)

Запись задания

2 мин.