Сайт Сагарчинской средней школы

Будущее начинается здесь и сейчас!

ВХОД



Календарь



Опрос

Интересно ли Вам на этом сайте?
 

Статистика

Пользователи : 6
Статьи : 321
Просмотры материалов : 230920

На сайте

Сейчас 41 гостей онлайн

Вход в электронный дневник

Баннер

Вход в систему "Госуслуги"

Баннер

Персональные данные Дети

Баннер

Экскурсионная работа в музее

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Сагарчинская средняя общеобразовательная школа

Акбулакского района Оренбургской области»

Выступление на семинаре:


"Экскурсионная работа в музее"

(презентация к выступлению)


Учитель истории: Александр Викторович Емец, 2011 год

 

После ряда лет, когда в нашей стране ослабло внимание к воспитанию подрастающего поколения, вновь встал вопрос о молодежной политике государства, важной частью которой является дополнительное образование. Если школьное образование дети получают в одинаковом объеме, согласно стандартам, то дополнительное образование многообразно, вариативно и разнонаправлено. Дети выбирают то, что близко их природе, что отвечает их потребностям, удовлетворяет интересы. И в этом - ценность дополнительного образования: оно способствует реализации знаний, полученных детьми в школе, помогает раннему самоопределению, дает возможность полноценно прожить детство, реализуя себя, решая социально - значимые задачи.

Важным звеном дополнительного образования является современный школьный музей - центр музейно - педагогической работы, одно из действенных средств расширения общеобразовательного кругозора и специальных знаний учащихся, формирования у ребят научных интересов и профессиональных склонностей, навыков общественно полезной деятельности. Только в школьном музее может быть последовательно воплощена идея сотворчества учащихся, учителей и родителей и реализован принцип - «музей для детей и руками детей».

Необходимым условием для успешного решения этих задач, идей и принципов является умелое педагогическое руководство, самодеятельный характер организации школьного музея, творческое отношение ребят к делу и обязательно знание основ современного музееведения. Именно использование особых принципов выделяет школьный музей среди других форм внеклассной работы. Овладение основами музейного дела - первейшая задача руководителя и актива школьного музея.

По этому экскурсионная деятельность в школьном музее занимает особое место.

Целью экскурсионной деятельности в школе является создание условий для становления всесторонне развитой и социально - мобильной личности, стремящейся к освоению нравственных, исторических и культурных ценностей своего народа.

Для достижения этой цели ставятся задачи:

• Посредством экскурсионной деятельности сформировать у учащихся такие нравственные гуманистические ценности, как любовь и уважение к Родине, народу, семье, коллективу.

• Развить у учащихся историческое сознание, включая в это понятие такие позиции, как осознание себя продолжателем дела предков, хранителем исторической памяти своего народа, понимание быта и менталитета разных эпох, ощущение сегодняшнего дня как части истории.

• Воспитание музейной культуры и бережного отношения к историческим памятникам как части общей культуры человека.

• Помочь учащимся в выработке адекватной самооценки при сопоставлении себя с предыдущими поколениями.

• Совершенствование коммуникативности, культуры учащихся; при этом целесообразно пользоваться вербальными и невербальными способами передачи информации и воздействия на аудиторию путем организации системы подготовки юных экскурсоводов.

• Приобщение учащихся к плодотворным способам и формам проведения свободного времени, через вовлечение их в культуро - сообразную, досуговую деятельность.

Большое внимание мы уделяем экскурсионной подготовке актива школьного музея, так как экскурсоводы составляют наиболее значительную группу и их деятельность тесно связана с экспозициями музея, поисковой работой и другими видами деятельности.

Экскурсия. Что это такое?

Слово "экскурсия" происходит от латинского "экскурсио". В русский язык это слово проникло в XIX веке и первоначально означало "выбегание, военный набег", затем - "вылазка, поездка". В разные времена в термин "экскурсия" вкладывали разное содержание. Различие формулировок отражало различие во взглядах на экскурсию. Но менялись не только взгляды на экскурсию, менялась она сама как явление общественной жизни.

Главное - исходить из целей экскурсии, отделив это понятие от близких, но отличных от него, таких как экспедиция и путешествие.

Сегодня экскурсия - это методически продуманный показ достопримечательных мест, памятников истории и культуры, в основе которого лежит анализ находящихся перед глазами экскурсантов объектов, а также умелый рассказ о событиях, связанных с ними.

Сущность экскурсии заключается в том, что это - одна из форм познания окружающего нас мира, состоящая их двух важнейших элементов: показа заранее подобранных зрительных объектов в природе, окружающей действительности или помещении и рассказа о них, который выступает как пояснение зрительного ряда. Если лишить экскурсию показа, то это будет уже не экскурсия, а просто лекция или беседа. Лишенная рассказа экскурсия останется просто осмотром достопримечательностей, эффективность влияния которого на сознание экскурсантов будет минимальной.

В настоящее время экскурсия выступает как нечто законченное, целостное, имеющее свои специфические функции и признаки, своеобразную методику.

Одной из массовых форм работы в нашей школе являются экскурсии в музей. Экскурсоводом в школе может быть каждый, кто любит музей, кто умеет интересно рассказывать. Но подготовка и проведение экскурсий требует настойчивости и специальных навыков.

В нашей школе был разработан план подготовки экскурсий:

1. Выбор темы.

Прежде, чем выбрать тему экскурсии, необходимо просмотреть еще раз экспозицию музея, отметить для себя, какие разделы наиболее интересны, а также посоветоваться с руководителем или Советом музея, где можно собрать материал по интересующей теме.

2. Определение цели и задач экскурсии.

Работа над любой новой экскурсией начинается с четкого определения ее цели. Это поможет более организованно вести работу в дальнейшем. Цель экскурсии - это то, ради чего показываются экскурсантам экспонаты музея и другие экскурсионные объекты. Рассказ экскурсовода подчинен той же конечной цели. Назовем несколько целей: воспитание патриотизма, любви и уважения к Родине, общественно-полезному труду, к другим народам; эстетическое воспитание, а также расширение кругозора, получение дополнительных знаний в различных областях науки и культуры и т.д. Задачи экскурсии - достичь целей путем раскрытия ее темы.

3. Знакомство с темой и поиск материала экскурсии.

Тема является стержнем, который объединяет все объекты и подтемы экскурсии в единое целое. Отбор объектов при создании экскурсии необходимо проводить, постоянно сверяя свои материалы с темой.

Затем выясняется история экспонатов музея, являющихся объектами вашей экскурсии - как проходил поиск материалов, как экспонат попал в музей. Если тема совсем новая и экспонатов по ней нет, то проводится их поиск. Актив музея делится на несколько групп, которые работают по конкретной подтеме. После проведенного поиска весь материал обобщается.

После того, как был собран материал и экспонаты, составляется текст экскурсии.

4. Основные требования к экскурсии.

Продолжительность экскурсии определяется не только содержанием темы, но и способностью слушателей активно воспринимать рассказ. Ребята 1-4-х классов способны это делать 15-20 минут, 5-8-х классов - 30-40 минут, 9-11-х классов - 45-60 минут. Поэтому, обычно, текст экскурсии пишется в расчете на старшеклассников, но в нем сразу отмечаются возможные сокращения в расчете на младший и средний школьный возраст.

Начинающий экскурсовод обычно делает одну из двух типичных ошибок: или излагает содержание своей темы без связи с экспозицией, даже не показывая вещи, или, наоборот, много показывает и рассказывает о каждом экспонате в отдельности, но не раскрывает тему в целом.

Чтобы избежать в построении экскурсии этих ошибок, необходимо соблюдать следующие требования:

- экскурсию нужно строить последовательно по отдельным подтемам и вопросам темы;

- содержание каждого вопроса должно раскрываться путем показа и анализа определенных экспонатов;

- глубокое раскрытие подтем и вопросов требует строгого и последовательного отбора экспонатов, составления маршрута, который бы способствовал подведению экскурсантов к нужным выводам;

- раскрыв одну подтему, следует переходить к другой, не теряя смысловую связь и не прерывая рассказа;

- экскурсию делает интересной эмоциональный, выразительный рассказ, насыщенный новыми фактами, занимательными сведениями об экспонатах, незаметными на первый взгляд чертами вещей и документов.

5. Работа над построением экскурсии.

Разделив свою тему на отдельные подтемы и вопросы, определив их последовательность и внутреннюю связь, необходимо выяснить, как они представлены в экспозиции и обеспечены материалом. Для этого производится отбор нужных для темы экспонатов в соответствии с намеченными подтемами и вопросами. В результате отбора наиболее важных по содержанию экспонатов складывается маршрут экскурсии (путь движения от витрины к витрине, от экспоната к экспонату).

6. Подготовка экскурсовода к экскурсии.

После утверждения текста, начинается отработка экскурсии на экспозиции. При этом можно пользоваться своим текстом, но заучивать его наизусть не обязательно.

Экскурсия отрабатывается по частям. Особое внимание следует обратить на показ и анализ экспонатов: на какую деталь предмета, на какое место в документе следует обратить внимание экскурсантов, связан ли показ с рассказом, нельзя ли предложить слушателям сравнить несколько экспонатов или фактов и самим сделать заключение, как лучше по нескольким вещам, документам, фотографиям воссоздать целую картину событий.

При отработке необходимо четко определить места остановок группы, место экскурсовода возле каждой витрины и стенда. Выбирать место следует так, чтобы отсюда можно было показать все необходимые экспонаты.

В зависимости от определения места экскурсовода около витрины или стенда, указка находится в правой или левой руке, так, чтобы экскурсовод всегда находился лицом к слушателям.

Перед показом экскурсии ее экскурсовод проводит для своих товарищей. Сдача экскурсии носит деловой характер, проводится в форме творческой дискуссии, обмена мнениями, выявления недочетов. Участники приема экскурсии должны быть предварительно ознакомлены с ее текстом.

Таким образом, главное в экскурсии - ее идейное содержание. Но эффективность экскурсии зависит в значительной мере от искусства убедительно, ярко и доходчиво излагать материал. Можно хорошо его знать, но не уметь передать экскурсантам. Вот почему подготовки экскурсоводов нужно уделить особое внимание.

В целом экскурсионная работа в школьном музее многообразна и разносторонняя.

В нашей школе проводится экскурсии:

* История села.

* Никто — не забыт, ничто не забыто.

* История школы.

* Учителя в годы Великой Отечественной войны.

* Женщины села Сагарчин в годы Великой Отечественной войны.

* Заслуженные учителя школы Р.Ф.

* Труженики тыла

* Спортивные достижения школы.

* Денежные банкноты разных времен.

Но на этом работа не останавливается и проводится поиск новых экспонатов и материала.