Сайт Сагарчинской средней школы

Будущее начинается здесь и сейчас!

ВХОД



Календарь



Опрос

Интересно ли Вам на этом сайте?
 

Статистика

Пользователи : 7
Статьи : 290
Просмотры материалов : 230057

На сайте

Сейчас 20 гостей онлайн

Вход в электронный дневник

Баннер

Вход в систему "Госуслуги"

Баннер

Персональные данные Дети

Баннер

Выступление на семинаре ШМО классных руководителей

Семинар классных руководителей

от 01.14 год

Доклад на тему: «Содействие становлению индивидуальности детей на классном часе»

Докладчик: Жусупова А.А. классный руководитель 6 класса

 

В классном коллективе учебно-воспитательную работу в настоящее время организует классный руководитель. Он – педагог-профессионал, духовный посредник между обществом и ребенком в освоении культуры, накопленной человечеством, организующий систему отношений через разнообразные виды воспитывающей деятельности классного коллектива; создающий условия для индивидуального самовыражения каждого ребенка и развития каждой личности, сохранения неповторимости и раскрытия его потенциальных способностей, защиты интересов детства.
Формы работы классного руководителя определяются исходя из педагогической ситуации, сложившейся в школе и в данном классе, традиционного опыта воспитания. Количество форм бесконечно: беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд. Особое место в деятельности классного руководителя занимают классные часы – форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подниматься и решаться важные моральные, нравственные и этические проблемы.
Классный час является одним из эффективных форм в организации взаимодействия с учащимися.
Классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

Современных учителей волнует сегодня содержание и способы организации классных часов. Большинство педагогов полагает, что стратегическим направлением совершенствования этой формы воспитательной работы является повышение роли классного часа в развитии личности ребенка, формировании его неповторимой индивидуальности. Рождается новый тип классного часа - личностно-ориентированный.

Чтобы выявить характерные черты личностно-ориентированного классного часа, особенности его подготовки и проведения, следует сначала выяснить, что в педагогической науке и практике понимается под такой формой воспитательной  работы, как классный час. С этой целью обратимся к высказываниям известных ученых о классном часе:

1.     «Классный час. Это одна из наиболее распространенных форм организации фронтальной воспитательной работы» (Н.И. Болдырев).

2.     «Классный час можно назвать специально организованной ценностно-ориентационной деятельностью, способствующей формированию у школьников системы отношений к окружающему миру» (Н.Е. Щуркова, Н.С. Финданцевич).

3.     «Классный час – это время для общения классного руководителя со своим коллективом, когда он использует разнообразные приемы, средства и способы организации взаимодействия» (Е.В. Титова).

4.     «Классный час. В нашем понимании это не какая-то определенная форма работы, а час классного руководителя, та самая «клеточка» воспитательного процесса, которая позволяет школьному педагогу найти время общения с воспитанниками, открыто провозгласить и высветить запланированное отношение к определенным ценностям, позволяет сделать воспитательное воздействие систематическим и регулярным, а сам процесс воспитания – не хаотичным и случайным, а управляемым и целенаправленным» (Л.И.Маленкова).

5.     «Классный час есть форма прямого общения воспитателя со своими воспитанниками» (В.П. Созонов).

6.     «Час классного руководителя – это форма воспитательной работы, при которой школьники под руководством педагога включаются в специально организованную деятельность, способствующую формированию у них системы отношений к окружающему миру» (Л.В. Байбородова).

К перечню определений ученых можно добавить еще одно – обобщенный вариант суждений педагогов-практиков об этой форме воспитательной работы. Большинство из них под классным часом понимает специально отведенное время классному руководителю для проведения воспитательной работы с учащимися класса.

Исходя из названных и других определений классного часа, выделим его характерные черты:

-         во-первых, это форма внеурочной воспитательной деятельности, и в отличие от урока ему не должны быть присущи академизм и поучающий тип педагогического взаимодействия;

-         во-вторых, это форма организации фронтальной (массовой) воспитательной работы с детьми, но важно помнить и то, что при подготовке и проведении классного часа возможно использование и групповых, и индивидуальных форм воспитательной деятельности;

-         в-третьих, это гибкая по своему составу и структуре форма воспитательного взаимодействия, однако это не означает, что все педагогические контакты классного руководителя с коллективом учащихся класса можно считать классными часами. Например, даже собрание классного коллектива, очень схожее по ряду параметров с классным часом, не является тождественной формой воспитательной работы, так как имеет не только общие, но и отличительные черты;

-         в-четвертых, это форма общения классного руководителя и его воспитанников, приоритетную роль в организации которой играет педагог. Не случайно такие ученые, как Л.В. Байбородова, М.И. Рожков, В.П. Созонов, называют эту форму воспитательной работы часом классного руководителя.

Итак, мы полагаем, что классный час – это гибкая по составу и структуре форма фронтальной воспитательной работы, представляющая собой специально организуемое во внеурочное время общение классного руководителя с учащимися класса с целью содействия формированию классного коллектива и развитию его членов.

Опыт успешно работающих классных руководителей свидетельствует о большом педагогическом потенциале этой формы воспитательной работы. В процессе деятельности по подготовке и проведению классных часов возможно решение следующих педагогических задач:

1)    обогащение сознания учащихся знаниями о природе, обществе, технике, человеке;

2)    усвоение детьми умений и навыков познавательной и практической деятельности;

3)    формирование эмоционально-чувственной сферы и ценностных отношений личности ребенка;

4)    содействие становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащегося, его творческих способностей;

5)    формирование классного коллектива как благоприятной среды развития и жизнедеятельности школьников.

Разумеется, что решение всех перечисленных задач следует связывать не с каким-то отдельным часом общения учителя со своими воспитанниками, пусть даже блестяще проведенным, а с хорошо продуманной и детально разработанной системой их организации, где каждому классному часу отводится определенное место и роль.

Содействие становлению индивидуальности детей на классном часе предполагает личностно-ориентированный классный час. В чем же заключается основное предназначение личностно-ориентированного классного часа? Получение ответа на этот вопрос позволяет педагогу более уверенно и осознанно осуществлять выбор цели, содержания и способов организации личностно-ориентированного классного часа. Предполагается, что главное его предназначение связано с решением четвертой задачи, т.е. с содействием становлению и проявлению субъективности и индивидуальности учащихся, развитием их творческих способностей. Конечно, деятельность по подготовке и проведению такого классного часа может быть направлена на достижение и других целевых ориентиров, но не вместо, а наряду с решением задачи-доминанты по развитию субъектности, индивидуальности и креативности ребенка.

Чтобы реализовать это предназначение, надо внести изменения в целевой, содержательный, организационно-деятельностный и оценочно-аналитический компоненты классного часа. Отличительные черты личностно-ориентированного классного часа от традиционного представляется вот так. (табл. 1).

Таблица 1

Сравнительная характеристика традиционного и личностно-ориентированного классного часа


Основные компоненты классного часа

Традиционный классный час

Личностно-ориентированный классный час

 

Целевой

Направленность на усвоение учащимися принятых в обществе ценностей, норм отношений и образцов поведения, т.е. на формирование в личности ребенка социально типичного

Целевые установки связаны прежде всего с развитием индивидуальности, субъектности и креативности ребенка, проектированием и становлением уникального образа его жизнедеятельности

 

Содержательный

Содержание классного часа составляет социально одобряемый опыт построения деятельности, общения и отношений. Оно регламентируется нормативно-программными документами. Субъектом определения темы и содержания классного часа является педагог, и лишь в редких случаях субъектную роль выполняют члены ученического самоуправления

Содержание классного часа является личностно значимым. Оно включает материал, необходимый для самостроительства, самореализации и самоутверждения личности ребенка. В определении темы и содержания классного часа наряду с педагогом субъектными полномочиями обладает большинство учащихся

 

Организационно-деятельностный

Главным и часто единственным организатором совместной деятельности и общения выступает классный руководитель. Взаимодействие участников классного часа строится на основе монолога, фронтальных и групповых форм работы, субъектно-объектных отношений между педагогом и другими членами классного сообщества. Совместная деятельность, как правило, жестко регламентируется и осуществляется в строгом соответствии с разработанным учителем планом классного часа

Учащиеся являются полноправными организаторами классного часа, происходящей на нем совместной деятельности. Акцент делается на активном и заинтересованном участии каждого ребенка, актуализации его жизненного опыта, проявлении и развитии его индивидуальности. Педагог заботится о создании для детей и взрослых ситуаций выбора и успеха. Преобладают субъект-субъектные отношения, диалоговые и полилоговые формы общения

Оценочно-аналитический

При анализе и оценке эффективности классного часа внимание обращается на объем, новизну и духовную ценность передаваемой детям информации, культуру и оригинальность ее изложения, качество ее усвоения учащимися

В качестве критериев оценки результативности классного часа выступают проявление и обогащение жизненного опыта ребенка, индивидуально-личностное значение усваиваемой информации, влияние на развитие индивидуальности и творческих способностей учащихся, комфортность и активность их участия в классном часе

 

После описания основных компонентов личностно-ориентированного классного часа целесообразно начать разговор о технологических аспектах его организации.

Совместная деятельность классного руководителя и его воспитанников по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа предполагает цепочку последовательно выполняемых следующих действий:

1)    составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год;

2)    уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению;

3)    выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов;

4)    индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа;

5)    составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа;

6)    проведение классного часа;

7)    анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Первый шаг – составление педагогом совместно с учащимися и их родителями тематики классных часов на новый учебный год. Как правило, деятельность по подготовке и проведению личностно-ориентированного классного часа начинается задолго до его проведения. Очень важно, чтобы еще при планировании воспитательной работы на новый учебный год классный руководитель предусмотрел включение в план воспитательной деятельности классных часов, непосредственно направленных на развитие субъектности, индивидуальности и креативности учащихся. При определении их тематики педагог должен не только опираться на существующие в науке представления о типичных психолого-физиологических характеристиках личности ребенка в младшем, подростковом или старшем школьном возрасте, но и учитывать индивидуальные особенности своих воспитанников, в том числе уровень их личностного развития, потребности, интересы, ценностные ориентации. Правильно поступают те классные руководители, которые накапливаемые сведения о ситуации и особенностях развития учеников класса фиксируют и систематизируют в своих дневниках, а затем используют эту информацию при планировании и организации воспитательного процесса.

В определении тем классных часов должны принимать участие учащиеся и их родители. Очень важно выяснить их мнение о том, какие проблемы следует коллективно обсудить в классе. В методическом арсенале классных руководителей существует немало приемов и методов, помогающих обеспечить субъектную позицию учащихся и их родителей в составлении тематики классных часов. Вот некоторые из них:

1.     Методы социологического опроса. В ходе анкетирования, беседы или интервью можно выяснить мнение учеников и родителей по следующим вопросам:

Что следует в первую очередь обсудить в нашем классе?

На кокой вопрос вы хотели бы получить ответ на классном часе?

Какая тема классного часа будет интересной для большинства одноклассников?

Коллективное обсуждение каких вопросов необходимо продолжить?

2.     Методики «Незаконченное предложение» и «Недописанный тезис». Юным и взрослым членам классного сообщества предлагается за небольшой промежуток времени завершить такие фразы:

Самая главная проблема в нашем классе – это …

Больше всего меня волнует проблема …

Я считаю, что в нашем классе надо обязательно обсудить такую проблему, как …

3.     Составление цветограммы «Почва». На классной доске мелками зеленого, желтого и красного цвета условно изображаются три слоя почвы. Школьникам рекомендуется «окультурить» изображенную почву своими суждениями. В верхний (зеленый) слой с целью «подкормки» вносится то, что надо обсудить в классе в первую очередь; в средний (желтый) – то, что следует обсудить во вторую очередь; в нижний (красный) – то, что можно обсудить еще позже.

4.     Методика «Строим новый классный дом». Учащимся предлагается положить в «строящееся» на классной доске здание свой «кирпичик» с темой классного часа на новый учебный год.

5.     Метод «брейнсторминга» («мозговой штурм»). На одном из родительских собраний или классных часов микрогруппы учащихся или родителей выполняют в течение 5-7 минут задание: определить наиболее злободневные проблемы в жизнедеятельности класса и назвать соответствующие им темы классных часов.

6.     Журнал-эстафета «Мир моих друзей. Мир моих интересов. Мир общих дел». Учащиеся вместе с родителями заполняют дома отведенные для них странички журнала рассказами о своих увлечениях, интересах, друзьях, а классный руководитель анализирует полученную таким образом информацию и использует ее при составлении тематики классных часов.

7.     Методика «Памятник проблеме века». Творческим группам школьников предлагается определить самую острую проблему жизни классного сообщества и
«соорудить» посвященную ей живую скульптурную композицию

Использование перечисленных и других приемов и методов позволяет классному руководителю выявить спектр вопросов и проблем, в наибольшей степени волнующих детей и взрослых, и, учитывая их мнение, составить личностно значимую для членов классного сообщества тематику классных часов на будущий учебный год.

Второй шаг – уточнение темы личностно-ориентированного классного часа и генерирование идей по его подготовке и проведению. В начале деятельности по подготовке конкретного классного часа педагогу следует выяснить: остается ли проблема, названная при разработке тематики классных часов на учебный год, актуальной до сих пор, не существует ли сейчас более злободневного вопроса для коллективного обсуждения. Это можно выявить на ученическом собрании или классном часе с помощью применения методик экспресс-опроса учащихся.

На этом этапе подготовительной работы может оказаться полезной методика «Куча мала», которая представляет собой блиц-опрос учеников по проблеме организации предстоящего классного часа. В течение одной-двух минут учащиеся отвечают на вопросы: что, где, когда, как, для кого, для чего и т.п. На данной стадии важна не детальная разработанность ученических идей, а их количество. Пусть они окажутся недостаточно разработанными и слабо взаимосвязанными, но из образуемой или «кучи малы» опытный педагог сможет выбрать интересные и полезные предложения.

Третий шаг – выбор цели, содержания, формы, даты и места проведения классного часа, формирование сообщества его организаторов. Успешность действий на данном этапе во многом зависит от того, насколько классный руководитель и его воспитанники сумели овладеть приемами и методами коллективной творческой деятельности. В подготовительной работе чаще всего используются такие формы взаимодействия организаторов, как инициативная группа, совет дела, творческая группа. При их формировании важно соблюдать принципы добровольности и интереса.

Форма классного часа и место его проведения могут быть различными – в зависимости от пожеланий его участников, от особенностей избранного содержания и способов организации коллективной деятельности и общения.

Четвертый шаг – это индивидуальная и групповая деятельность по подготовке классного часа. Ее содержание и способы организации обусловлены выбором темы предстоящего разговора и технологии его подготовки. Педагог старается сделать все для того, чтобы готовящееся действо было полезным и интересным для большинства учащихся, способствовало проявлению и развитию их субъектности, индивидуальности, творчества.

Пятый шаг – составление учителем совместно с другими организаторами сценарного плана классного часа. Выступая категорически против  классного часа как формы воплощения монтажа песен, стихов, танцев и отрепетированных высказываний учащимися своего личного мнения, мы считаем неприемлемым и спонтанно-стихийный вариант организации классного часа, проводимого без какой-либо подготовительной работы.

Классный руководитель должен подумать и найти ответы на следующие вопросы:

1.     Что необходимо сделать для того, чтобы уже в первые минуты классного часа были обеспечены положительный эмоционально-психологический настрой и мотивационная готовность учащихся к участию в коллективном разговоре и деятельности?

2.     Когда и как будут представлены результаты подготовительной работы?

3.     В какие моменты дети смогут проявить свою индивидуальность и творческие способности?

4.     Кто из учащихся сможет выполнить роль «солиста» (главного героя) в данном классном часе?

5.     Каким образом необходимо подвести итоги классного часа, чтобы стимулировать дальнейшую деятельность детей по самопознанию и саморазвитию?

Когда учитель сумеет ответить на эти вопросы, то у него сам собой появится сценарный план предстоящего классного часа. Однако не следует его детализировать до такой степени, чтобы в результате получился поминутный сценарий.

Шестой шаг – проведение классного часа. Во вступительной его части классному руководителю важно обеспечить ясное понимание всеми учащимися темы и целей классного часа, пробудить желание детей принять активное участие в нем. Педагогу следует позаботиться о том, чтобы воспитанники стремились занять субъектную позицию. Для этого в начале классного часа и на последующих его этапах необходимо использовать приемы и методы актуализации («вызова») субъектного опыта учащихся, диалоговые и полилоговые формы общения.

Главное назначение основной части – это создание для членов классного коллектива максимального количества возможных ситуаций для проявления ими своей индивидуальности и творческих способностей. На данном этапе можно провести мини-конкурсы с творческими заданиями, презентацию интересов и увлечений учащихся, смотр их достижений в учебной досуговой и других видах деятельности, психолого-педагогические тренинги умений и личностных качеств, упражнения для самопознания и саморазвития школьников. Правильно поступают те классные руководители, которые создают не одну, две или три подобные ситуации, а целую систему, позволяющую каждому ребенку попробовать и оценить свои силы и попытаться стать лучшим среди одноклассников в каком-либо состязании. Трудно представить личностно-ориентированный классный час без построения ситуаций выбора для учащихся.

Заключительную часть классного часа необходимо использовать для анализа совместной деятельности  и подведения ее итогов, для составления плана действий по решению обсужденных проблем, для определения индивидуальных и групповых заданий. В этой связи представляет интерес педагогический прием, используемый заслуженным учителем России В.Н. Щербаковой. За 2-3 минуты до окончания классного часа она предлагает ученикам определить задание самому себе. Данный прием направлен на получение эффекта последействия классного часа, на стимулирование индивидуальной деятельности детей по самообразования и самовоспитанию.

Седьмой шаг – анализ и оценка результативности классного часа и деятельности по его подготовке и проведению.

Существуют различные схемы, формы, методы и приемы анализа и оценки эффективности классного часа и проведенной работы по его организации. Содержание критериев эффективности классного часа хорошо раскрыты посредством афоризмов, пословиц и поговорок, известных поэтических строк (табл. 2).

Критерии эффективности личностно-ориентированного классного часа

Следовать за мыслями великого человека есть наука самая занимательная.

А.С. Пушкин

Перечень критериев

Содержательная характеристика критериев

Пословицы и поговорки

Афоризмы

Поэтические мысли

1. Личностная значимость для учащихся

К чему душа лежит, к тому и руки приложатся

Мой стакан невелик, но пью из своего стакана (Альфред де Мюссе)

Каждый выбирает для себя. Выбираю тоже, как умею … (Ю. Левитанский)

2. Комфортность, благоприятный психологический климат

Тот дом богат, в котором лад

Естественные стремления человечества, приведенные к самому простому знаменателю, могут быть выражены в двух словах: «Чтобы всем было хорошо» (Н.А. Добролюбов)

Великолепен мир, судьба сюрпризна,

И хочется звенеть, как бубенцу … (Г. Столбов)

3. Возможность для проявления и развития индивидуальных и творческих способностей школьников

Живет лишь тот, кто творит

Дети – это цветы. Нельзя … требовать, чтобы все цветы одинаково пахли (В.М. Дорошевич)

Людей неинтересных в мире нет.

Их судьбы, как истории планет.

У каждой все особое, свое,

И нет планет, похожих не нее (Е. Евтушенко)

4. Обогащенность жизненного опыта учащихся

Не тот много знает, кто много живет, а тот, кто много видит

Его пример другим наука. (А.С. Пушкин)

Существовала некогда пословица,

Что дети не живут, а жить готовятся.

Но вряд ли в жизни пригодится тот,

Кто, жить готовясь, в детстве не живет (С. Маршак)

5. Духовно-нравственная ценность

Где свято не пето, там и хоровода нету

Чем выше человек по умственному и нравственному развитию, чем он свободнее, тем больше удовольствия доставляет ему жизнь (А.П. Чехов)

Познай, где свет,

Поймешь, где тьма.

(А. Блок)

6. Вовлеченность учащихся в подготовку и проведение классного часа

В хорошей артели всяк при деле

Не родственные связи создают друзей, а общность интересов (Демокрит)

Хоть выйди ты не в белый свет,

А в поле за околицей, -

Пойдешь за кем-то вслед,

Дорога не запомнится.

Зато, куда б ты ни попал

И по какой распутице,

Дорога та, что сам искал,

Вовек не позабудется

(Н. Рыленков).

 

Обобщая разговор об организационно-методических аспектах личностно-ориентированного классного часа, следует особо подчеркнуть, что успешность проведения такого часа общения классного руководителя со своими воспитанниками зависит не только от освоения педагогом технологии его организации, но и от того, насколько основополагающие идеи-принципы личностно-ориентированного подхода поняты и приняты учителем, насколько они соответствуют его педагогическому кредо.

Такой классный час нельзя проводить по указке сверху. Он не может готовиться на основе «слепого» воплощения технологических инструкций. Для создания личностно-ориентированного взаимодействия педагогу необходимо безгранично верить и доверять ученикам, видеть смысл педагогической деятельности не в формирующем воздействии на детей, а в стимулировании и поддержке их внутренних сил и стремлений к саморазвитию.

Об этом поэтические строки талантливой сельской учительницы Светланы Ивановны Емельяновой, которые в назидание самой себе она поместила в дневник классного руководителя:

Возможно ли Другого изменить?

Открыть, сломать и вновь свинтить,

Судьбу без колебаний предсказать,

Потом туда дорогу смело указать

И не давать с дороги сбиться,

Толкать и осуждать, мешая ошибиться?

А кто нам дал такое право?

Того и я не знаю, ох, не знаю, право …

Есть шаг: любить, исследуя, не ждать мольбы:

Лишь в чуде внутренней борьбы

Ютится взлет людской судьбы …

Успешность личностно-ориентированных классных часов предполагает какой-то результат. И этот результат дети и родители видят сами, оформляя конверт достижений. (табл.3)

 

Конверт достижений ученика _______ класса.

Фамилия, имя ученика __________________________________

 

1. Учебная деятельность

 

Класс

Качество знаний

 

Средний бал

4 класс

 

 

5 класс

 

 

6 класс

 

 

Вывод: _____________________________________________________________________________

 

2. Участие в интеллектуальных мероприятиях

п/п

Дата

Название мероприятия

Уровень(классный, школьный,

городской,

республиканский,

всероссийский)

Результат

(диплом,

грамота,

сертификат участника)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИТОГО: классные ___________

школьные __________

городские _________

республиканские __________

международные ___________

всероссийские ____________

ВСЕГО: _________

 

3. Участие в культурно-массовых мероприятиях

п/п

Дата

Название экскурсии, похода /музеи, кинотеатры, театры/

Отзыв

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСЕГО _________________________________________

 

 

4. Участие в спортивных мероприятиях

п/п

Дата

Название мероприятия

Уровень(классный, школьный,

городской,

республиканский

всероссийский)

Результат

(диплом,

грамота,

сертификат участника)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВСЕГО: _______________

 

4.Общественное поручение в 2012-2013 учебном году _________________________________

Самооценка ____

Оценка учителя ____

5.Название кружка (секции), который посещал __________________________________

Успехи ____________________________________________________________________________

 

 

6.Вывод за 2012-2013 учебный год (что получилось, что не получилось, почему):

____________________________________________________________________________

 

 

7.Цель и задачи на 2013-2014 учебный год:

____________________________________________________________________________