Сайт Сагарчинской средней школы

Будущее начинается здесь и сейчас!

ВХОД



Календарь



Опрос

Интересно ли Вам на этом сайте?
 

Статистика

Пользователи : 7
Статьи : 296
Просмотры материалов : 233625

На сайте

Сейчас 80 гостей онлайн

Вход в электронный дневник

Баннер

Вход в систему "Госуслуги"

Баннер

Персональные данные Дети

Баннер

Психологическое сопровождение выпускников.

Единый методический день.

Психологическое сопровождение выпускников в период подготовки и проведения государственной итоговой аттестации

Педагог-психолог

Тулюпа Н.А.

МБОУ «Сагарчинская средняя общеобразовательная школа»

 

Цель: создание условий для формирования мотивации педагогов к использованию психологических приемов при подготовке учащихся к экзаменам.

Задачи:

1. Выявление и анализ проблем выпускников при подготовке к экзаменам.

2. Совместная деятельность по выработке основных приемов психологической подготовки к экзаменам.

Начало. В начале занятий педагогам дается корректурная проба в состоянии покоя. (Длительность 1 мин.) Самостоятельный анализ результатов.


Психологическая игра «Рулетка».

Группа делится на равное количество человек, и выстраивается в два круга – внешний и внутренний, лицом друг к другу. По сигналу пары начинают играть в детскую игру «Ладушки» на счет «раз-два-три-четыре-пять-шесть-семь-восемь». Далее, участники делают шаг вправо, приседают и продолжают играть до сигнала ведущего. По сигналу они меняют направление перехода и продолжают играть, увеличивая скорость хлопков. Ведущий после смены пары каждый раз убыстряет темп.

Повторная корректурная проба подсчет результатов. (Во время выполнения задания ведущие своими фразами (быстрее, не успеете до конца страницы, еще быстрее, время! и т.д.)искусственно создают стрессовую ситуацию) (Во время выполнения задания ведущие своими фразами (быстрее, не успеете до конца страницы, еще быстрее, время! и т.д.) искусственно создают стрессовую ситуацию)

После выполнения задания – рефлексия соматического состояния.

Что вы испытывали в момент, когда вернулись на свои места после игры и начали выполнять задание?.............................ответы (учащенное дыхание, сердцебиение, одышка, ноги тряслись и т.д.)

В каких еще ситуациях вы испытываете подобные чувства?.................ответы……………..

Вы обратили внимание, что мы искусственно ввели вас в ситуацию стресса. Мы использовали эту ситуацию для того, чтобы было легче проанализировать общее состояние ученика во время и перед экзаменом и постараться найти пути для более успешной сдачи экзаменов.

Как вы считаете, все ли выпускники испытывают подобные чувства?...........ответы…………………..

Почему экзамен является стрессом?

Экзамен – это своеобразная критическая ситуация, которая определяет положение обучающегося в школе и его дальнейшую судьбу. Подготовка к экзамену связана с большим напряжением организма: интенсивная умственная деятельность, повышенная статическая нагрузка, обусловленная длительной вынужденной позой, крайнее ограничение двигательной активности, нарушение режима отдыха и сна, эмоциональные переживания. Школьник в повседневной жизни нередко испытывает некий прессинг, психологическое давление со стороны школы и родителей («До конца урока осталось 15 минут, после звонка работы не принимаю!», «Смотри, не подведи нас!» или «Мы в твои годы…»), а в период сдачи экзаменов это давление только усиливается. Стремясь соответствовать ожиданиям взрослых, школьник находится в постоянном опасении оказаться неуспешным. Такое соматическое состояние чаще является причиной разного рода страхов. Какие страхи испытывают выпускники перед экзаменом и во время него?

· Не сдать,

· Не успеть выполнить задания

· Ничего не понимаю, в голове каша

· Сдам ниже порога

· Не поступлю…

Какого характера эти страхи?- педагогические или психологические.

Корректурная проба. Вернемся к нашему упражнению, которое мы делали в начале семинара. Сравниваем результаты первой и второй пробы. ………………ответы…………………

Вывод: При эмоциональной нагрузке качество выполнения заданий снижается. Почему? Потому что блокируются психологические качества, которые требуются в процессе сдачи экзамена и ребенок в этот момент, прежде всего, испытывает психологические затруднения. Какие? …… (слайд1)

Исследователи выделяют следующие наиболее значимые в процессе сдачи ЕГЭ психологические характеристики:

Интеллектуально-психологическая готовность старшеклассника к ЕГЭ

· Четкость и структурированность мышления;

· Высокая мобильность, переключаемость;

· Высокий уровень организации деятельности;

· Высокая и устойчивая работоспособность;

· Сформированность внутреннего плана действий;

· Высокий уровень концентрации внимания, произвольности мышления.

Интеллектуально-психологическая готовность учащегося к успешной сдаче ЕГЭ

· системное знание дисциплин школьного курса;

· умение анализировать задания различного характера и преодолевать затруднения, связанные со смысловой составляющей задания;

· знание и использование присущих ученику особенностей восприятия, запоминания и структурирования информации;

· навык планирования и управления личным временем, самоорганизация;

· умение снять излишнее напряжение;

· владение приемами концентрации внимания и активизации мышления.

Изменить предэкзаменационную и экзаменационную ситуацию невозможно (уменьшить интенсивность подготовки, изменить процедуру проведения экзамена и пр.), однако возможно воздействовать на самый важный аспект – личность выпускника.

Ученные считают, что психотехнические навыки сдачи ЕГЭ не только повышают эффективность подготовки к экзаменам, позволяя более успешно вести себя во время экзамена, но и вообще способствуют развитию навыков мыслительной работы, умению мобилизовать себя в решающей ситуации, владеть своими эмоциями.

Наиболее значимые характеристики, которые требуются в процессе сдачи ЕГЭ

· Визуально-структурное мышление

· Абстрактное мышление

· Скорость переработки информации

· Внимательность

· Тревожность

Своеобразие учебной деятельности каждого ребенка связано с целым рядом его индивидуальных особенностей: спецификой мышления, памяти, внимания, темпом деятельности, личностными особенностями, учебной мотивацией и т.д.

На фоне блокировки психических качеств личности проявляются педагогические проблемы. Что делать, чтобы эти качества не блокировались во время экзамена?..ответы………..

Проанализируем деятельность на уроке. Развиваем ли мы умения, которые нужны учащимся для более успешной сдачи экзаменов?

(слайд3) приемы запоминания и т.д.:  Методы активного запоминания

Приведите примеры эффективных методов формирования психологической готовности к ЕГЭ.

(Обмен опытом)

Память. Приемы организации запоминаемого материала
Память - это запоминание, сохранение и последующее воспроизведение информации. Особенно эффективны мнемотехнические приемы (приемы запоминания), так как снабжение образующихся следов памяти "опознавательными знаками", или "адресами", намного упрощает доступ к ним. Искусство хорошего использования памяти состоит в умении удачно выбирать такие знаки.

Существуют определенные приемы работы с запоминаемым материалом,  такие как:

ñ Группировка — разбивка материала на группы по каким-либо основаниям (смыслу, ассоциациям и т. п.).

ñ Выделение опорных пунктов — фиксация какого-либо краткого пункта, служащего опорой более широкого содержания (тезисы, заглавие, вопросы излагаемого в тексте, примеры, шифровые данные, сравнения и т. п.).

ñ План — совокупность опорных пунктов.

ñ Классификация - распределение каких-либо предметов, явлений, понятий по классам, группам, разрядам на основе определенных общих признаков.

ñ Структурирование — установление взаимного расположения частей, составляющих целое.

ñ Схематизация (построение графических схем) — изображение или описание чего-либо в основных чертах или упрощенное представление запоминаемой информации.

ñ Серийная организация материала — установление или построение различных последовательностей: распределение по объему, распределение по времени, упорядочивание в пространстве и т. д.

ñ Ассоциации — установление связей по сходству, смежности или противоположности.

Слайд 4 приемами зрительной памяти:


а) мысленно представим предмет, который мы хоти запомнить. "Раскрасим" его необычным цветом или представим его огромного размера, "повернем" этот предмет и посмотрим его с разных сторон. Трудно забыть этот предмет после таких действий с образом, не правда ли?
б) визуализация в чистом виде. Для запоминания коротких чисел вполне достаточно создать их зрительный образ. Представьте себе, что число, которое Вам необходимо запомнить, написано крупным красным шрифтом на белой стене или горит неоновыми цифрами на фоне черного неба. Заставьте эту надпись мигать не менее 15 секунд в вашем воображении. Повторяя число вслух, вы еще больше облегчите его запоминание, призвав еще один канал чувственного восприятия.
Некоторым из нас при запоминании числовой информации помогают  опоры или коды. К ним можно отнести:

ñ Вербальный код

Люди с преобладанием вербальной (словесной, слуховой) памяти более восприимчивы к звуковой стороне слова. Непроизвольно им приходят на ум рифмы, каламбуры и т. п. Им может оказаться полезным запоминание перечня примерно такого типа:
ноль — моль; один — блондин; два — дрова; три — осетрина; четыре — черт в тире; пять — пятка; шесть — шерсть; семь — семья; восемь — осень; девять — дева; десять — деспот.
Визуальный (зрительный) код может быть таким: ноль — круг или овал; один — столб (свеча, кол); два — близнецы (пара ботинок);           три — треугольник (трехколесный велосипед); четыре — квадрат  (4 лапы   животного); пять — пальцы руки; шесть — шестигранная игральная кость; семь —  подсвечник на семь свечей; восемь — песочные часы; девять — улитка (ушная  раковина); десять — пальцы обеих рук; одиннадцать — футбольная команда; двенадцать — часовая стрелка в полдень.

Чаще всего, мы занимаемся педагогической подготовкой ученика, а про душу забываем, при подготовке ученика мы, из добрых побуждений делаем все возможное и невозможное, чтобы он получил как можно больше знаний. Что мы обычно говорим? Вспомним еще раз наше упражнение, когда мы мотивировали вас на более успешное выполнение задания (торопили, говорили, что время заканчивается) Что вы чувствовали по этому поводу?...ответы….

Добились ли мы улучшения качества результата? ...ответы….

Возможно, не все из учащихся испытывают проблемы стресса. Есть такие, которых, наоборот нужно стимулировать постоянно. (например, флегматики). А что делать с другими, чтобы не усугубить стресс?..............

Как вы считаете, нужно ли помогать ученику наряду с педагогическим проблемами решать и психологические трудности? ………………

Помните! Самое главное – это снизить напряжение и тревожность ребенка и обеспечить подходящие условия для занятий.

ЗНАКОМСТВО С ПРИЕМАМИ ВОЛЕВОЙ МОБИЛИЗАЦИИ И ПРИЕМАМИ САМООБЛАДАНИЯ

Задачи:

ñ Ознакомление учащихся с некоторыми приемами волевой мобилизации;

ñ Отработка приемов сохранения самообладания, необходимым учащимся в ходе сдачи экзамена.

1. Приветствие.

Упражнение "Великий мастер"

Каждый участник по кругу хвалит свои сильные стороны, начиная со слов "Я – великий мастер…". Его задача – убедить остальных в том, что он – "великий мастер". После того, как участник убедит группу, группа награждает его аплодисментами.
2. Разминка

Упражнение "Поменяйтесь местами те, кто…"

Вся группа сидит на стульях по кругу, водящий (им мо­жет быть по очереди каждый из учащихся) говорит "Поменяйтесь местами те, кто…", а далее называет какой-нибудь признак, по которому все, соответствующие этому признаку меняются местами. Тот, кто не успел найти себе места, становится ведущим. Признаки могут касаться внешнего вида ("… те, у кого одежда красного цвета"), настроения, привычек, хобби и т.д.
3.Упражнение. "Эксперимент" (15-20 мин.)
Каждому участнику выдаются карточки, на которых написаны тексты с хаотичным, на первый взгляд, набором букв, и дается задание прочитать текст за 30 секунд.

ШАРЛЬПОДНЯЛЛЮСИНАСПИНУИСКАЗА ЛОБХВАТИМОЮШЕЮ

НоКАКТеперьВеРнутьсяНАЭстАКАДУКаКПЕРЕнестиЭТоГоСтрАшНОНаПУгаННоГо
РеБЕНКаВБе ЗОПаСНОемЕсТО
наК ОнецП ОСЛЫШАЛ Ся Топ ОгБеГ УщиХ ног
После завершения задания проводится обсуждение:

ñ Сразу ли вы справились с заданием?

ñ Что понадобилось вам для его быстрого выполнения?

ñ В чем заключается, на ваш взгляд, самообладание?

ñ Как развить самообладание?

4. Мини-лекция "Экспресс-приемы волевой мобилизации"

В сложных условиях учебной деятельности, например, во время контрольных работ, экзаменов, физической подготовки, у учащихся часто возникает необходимость осуществить волевую мобилизацию. В этом случае могут оказаться удобными в применении экспресс-методы, которые позволят решить какую-то частную задачу. Эти приемы волевой саморегуляции взяты из школ восточных единоборств.
Я расскажу Вам о том, как эти упражнения выполнять, и Вы попробуете выполнить их по одному разу самостоятельно.

5. Упражнение. "Волевое дыхание"

Участникам сообщают: "Примите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите глубокое, ровное дыхание. Затем, вдыхая ровно и спокойно, одновременно поднимите руки до уровня груди ладонями вверх, согните их в локтях и отведите локти назад.
После этого сделайте спокойный выдох с одновременным медленным опусканием рук ладонями вниз. Во время выдоха последовательно напрягаются мышцы рук, плечевого пояса, живота, ног. Можно представить, что опускающиеся руки прессуют находящийся в легких воздух и направляют его вниз, в землю. По окончании выдоха напряжение мышц прекращается.
Упражнение повторяется до появления уверенности в своих силах и готовности организма действовать с максимальной отдачей.

6. Упражнение. "Возбуждающее дыхание"

Участникам сообщают: "Займите исходное положение стоя, расслабьтесь, установите ровное, глубокое дыхание, одновременно поднимая руки вверх и скрещивая их перед лицом.
После этого, напрягая все мускулы тела, особенно мышцы живота, резко открыв рот, опуская руки через стороны вниз, сделайте выдох. В конце выдоха соберитесь с силой и резко вытолкните из легких остаток воздуха. При выдохе издайте гортанный звук. Вдох и выдох производите замедленно.
Трехкратное повторение этого упражнения позволяет мобилизовать силы и активизировать деятельность".

7. Упражнение. "Приятно вспомнить"

Упражнение основано на использовании такого механизма психической саморегуляции, как самоубеждение. В случае неуверенности в своих силах при решении какой-либо задачи рекомендуется представить и про­анализировать опыт успешного решения похожих проблем в прошлом. В конце концов, нужно твердо сказать себе: "Я решал задачи и посложнее, решу и эту!"