Сайт Сагарчинской средней школы

Будущее начинается здесь и сейчас!

ВХОД



Календарь



Опрос

Интересно ли Вам на этом сайте?
 

Статистика

Пользователи : 6
Статьи : 321
Просмотры материалов : 230918

На сайте

Сейчас 40 гостей онлайн

Вход в электронный дневник

Баннер

Вход в систему "Госуслуги"

Баннер

Персональные данные Дети

Баннер

Зачем нужна утренняя гигиеническая гимнастика.

Учитель физической культуры

МБОУ "Сагарчинская СОШ"

Ткачёв Пётр Ильич.

План.

1. Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу утренней гимнастки.

2. С чего же начать?

3. Что необходимо знать при выполнении утренней гигиенической гимнастики (зарядка).

4. Что необходимо иметь школьнику для выполнения комплекса упражнений.

5. Что необходимо знать во время выполнения физических упражнений.


Многие выдающиеся люди считали физические упражнения обязательными в своем режиме дня. Великий русский физиолог Иван Петрович Павлов до глубокой старости ежедневно делал утреннюю гигиеническую гимнастику. Он прожил 87 лет и до самой смерти был бодрым.

Многолетние наблюдения врачей подтверждают огромную пользу утренней гимнастики, если выполнять её систематически, а не от случая к случаю. Она обязательное условие укрепления здоровья, развития физических качеств, воспитания воли. На первый взгляд такое утверждение может показаться странным. Ведь на утреннюю гигиеническую гимнастику отводится всего 10 – 15 минут, да и упражнения выполняются сравнительно простые. Однако она поможет решить сразу несколько задач.

1. Во время сна организм человека отдыхает. Мышцы расслаблены, сердце работает спокойно, дыхание замедлено, обмен веществ понижен. В момент пробуждения не хочется резко двигаться, появляется желание потянуться, глубоко вздохнуть. Все органы не сразу начинают работать в полную силу. Чтобы полностью включить организм в работу, необходимо проделать комплекс упражнений утренней гимнастики, которую часто называют зарядкой, поскольку несколько выполненных упражнений заряжают человека энергией и бодростью на предстоящий день.

2. Упражнения утренней гигиенической гимнастики способствуют физической подготовленности. Правда, поскольку положительные результаты приходят не сразу, необходимо для достижения этого проявить терпение, настойчивость, упорство. И если человек твёрд в своих решениях, уверен в достижении цели, если он без пропусков, без уступок себе будет постоянно выполнять утром комплексы физических упражнений, через некоторое время он обязательно заметит, что мышцы его наливаются силой, движения становятся быстрыми и уверенными.

3. Утренняя гигиеническая гимнастика способствует формированию правильной осанки.

4. Для тех, кто серьёзно занимается каким – либо видом спорта, утренняя гигиеническая гимнастика способствует повышению спортивных достижений. Для этого в комплексы включают специальные упражнения, которые помогают повысить спортивное мастерство.

5. Утренняя гигиеническая гимнастика содействует воспитанию воли. Ведь прогулка на лыжах, катание с гор, игры с мячом или купание в жаркий день – всё это всегда доставляет удовольствие. Для таких занятий больших волевых усилий не требуется. Другое дело – утренняя зарядка. Порой хочется поспать, а нужно встать пораньше, побороть сон и правильно выполнить весь комплекс упражнений. К тому же, делать все это нужно ежедневно, без пропусков. Здесь и необходимы волевые усилия.

С чего же начинать? Надо разучить комплекс упражнений утренней гигиенической гимнастики совместно с учителем или с родителями. Если нет такой возможности, нужно самостоятельно прочитать литературу по этому вопросу.

Одежда для зарядки должна быть не стесняющей свободы движений. Лучше всего подходят трусы и майка. В зимнее время года утреннюю гигиеническую гимнастику проводят в проветренной комнате или при открытой форточке, летом – желательно на воздухе (во дворе, саду, на балконе, веранде).

После выполнения зарядки необходимо проделать закаливающие процедуры, например, обливание водой. В первые дни занятий – воду слегка прогревают. Постепенно снижая температуру воды, можно приучить себя обливаться холодной водой из-под крана. Обтираться надо так: слегка намочив конец полотенца, быстро протереть сначала руки, затем шею, грудь, живот, спину и, наконец, ноги. Затем растереть кожу сухим полотенцем до тех пор, пока она не покраснеет и во всем теле не появится приятное ощущение тепла. Сочетание упражнений утренней гимнастики с закаливающими процедурами сделают тело сильным, ловким, быстрым, не боящимся ни жары, ни холода.

Утренняя гигиеническая гимнастика – это первая ступень на пути к здоровью и силе.

Выполняя гимнастику, нужно знать, что:

1) медленная ходьба в начале занятия вызывает равномерное усилие дыхания и кровообращения;

2) упражнения типа потягивания углубляют дыхание, увеличивают подвижность грудной клетки, гибкость позвоночника, исправляют осанку;

3) поднимание рук, отведение их в стороны и назад, вращение в плечевых суставах, сгибания и разгибания в кистях, рывковые и маховые движения увеличивают подвижность суставов, укрепляют связки, способствуют увеличению амплитуды движений, развивают мышцы рук и плечевого пояса (избавляют от закрепощения мышц плечевого пояса, сутулости, преждевременной горбатости);

4) поднимания, отведения, вращения стоп, голеней и бедр при относительно небольшой физической нагрузке способствуют увеличению подвижности суставов, укрепляют мышцы и связки ног (избавляют от плоскостопия «о» образных и «х» образных ног, криволапия);

5) наклоны прогибания, повороты, вращение туловища увеличивают гибкость и подвижность позвоночника, укрепляют мышцы туловища, формируют правильную осанку (избавляют от сколиоза позвоночника – искривление позвоночника, сутулости, горбатости);

6) наклоны туловища в различных направлениях, вращения укрепляют мышцы живота и спины, увеличивают подвижность позвоночника (избавляют человека от искривления позвоночника, сутулости, преждевременной горбатости);

7) приседания, выпады с движениями рук и туловища развивают мышцы ног, брюшного пресса, оказывают общее тренирующее влияние;

8) поднимания ног в положении стоя или лёжа используют для укрепления мышц брюшного пресса;

9) силовые упражнения рук увеличивают мышечную силу;

10) бег и прыжки используются для тренировки и укрепления сердечно – сосудистой системы и для повышения выносливости;

11) ходьбу с медленным, глубоким дыханием между упражнениями применяют для расслабления и восстановления после выполненных упражнений;

12) ходьбу в конце занятий назначают для равномерного снижения нагрузки, восстановления.

Для выполнения комплексов упражнений школьнику надо иметь:

1) гимнастическую палку длиной 80 – 100 см, диаметром 2 – 2,5 см (можно сделать самому);

2) теннисный, волейбольный или резиновый мяч (большой), скакалку;

3) коврик или половичек 1,5 – 2 м;

Упражнения с гимнастической палкой способствуют хорошей осанке, приучают двигаться прямо. Упражнения с большим мячом повышают нагрузку (при многолетних занятиях можно использовать набивной мяч до 2 кг весом). Упражнения с малым мячом развивают ловкость, глазомер, точность, быстроту. Прыжки со скакалками укрепляют мышцы ног, тренируют сердце, легкие, развивают ловкость.

Во время выполнения упражнений необходимо помнить, что

1) каждый комплекс начинается с ходьбы;

2) следующие упражнения выполняют в последовательности сверху вниз (для рук, плечевого пояса, туловища, ног), а затем в разбивку, чередуя работу мышц с отдыхом, более трудные упражнения выполняют после лёгких;

3) после прыжков на месте или бега в конце зарядки необходимо переходить к спокойной ходьбе в течение 0,5 – 1 мин.;

4) одно и то же упражнение действует на организм по-разному, если его выполнять в разном темпе; большинство упражнений утренней гигиенической гимнастики выполняют в среднем темпе;

5) задержка дыхания во время выполнения упражнений особенно вредно сказывается на работе сердца, необходимо вдох и выдох сочетать со структурой движений, обращать внимание на достаточно глубокий вдох;

6) чрезмерная нагрузка скорее принесет вред, чем пользу, поэтому усложнять комплексы более трудными упражнениями надо очень осторожно;

7) свежий воздух закаляет организм, но начинать занятия нужно на открытом воздухе в теплое время года, так как только с постепенным понижением температуры человеческий организм также постепенно привыкает к холоду. Главное в закаливающих процедурах – их постепенность и систематичность.

Список использованной литературы.

1. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Экзаменационные вопросы и ответы. Физическая культура 9 и 11 классы. Учебное пособие – М.: АСТ – ПРЕСС школа. 2003. – 240 стр.

2. Физическая культура: учебник для учащихся 10 – 11 классов общеобразовательных учреждений/[В.И.Лях, Л.Е.Любомирский, Г.Б.Мейксон и др.]; под ред. В.И.Ляха и др. – 6 изд. – М: Просвещение, 2005. – 155 с.

 

3. Журнал «Физкультура в школе» № 3 2000 г. Статья: «Утренняя гигиеническая гимнастика» стр. 29 – 31 авторы: Масленников С.М., Кузнецова Г.А.