Сайт Сагарчинской средней школы

Будущее начинается здесь и сейчас!

ВХОД



Календарь



Опрос

Интересно ли Вам на этом сайте?
 

Статистика

Пользователи : 6
Статьи : 320
Просмотры материалов : 226413

На сайте

Сейчас 40 гостей онлайн

Вход в электронный дневник

Баннер

Вход в систему "Госуслуги"

Баннер

Персональные данные Дети

Баннер

Бег в жизни человека

Бег в жизни человека.

Кроме воздуха, воды и пищи человек нуждается в определённой порции физической нагрузки, иначе его организм разрушается. Ещё древнегреческий философ Аристотель писал, что ничто так не разрушает организм, как длительное физическое бездействие. Кинезофилия -  врожденная генетически обусловленная потребность в движении. Так уже случилось, что в процессе эволюции нашим предкам пришлось как следует потрудиться. Но почему бег?

- Это скучно, нудно, не эмоционально, - говорят те, кому лень бегать. – Другое дело футбол, волейбол, плавание, лыжи, гимнастика, наконец, - говорят они, не занимаясь ни тем, ни другим, ни третьим в большей мере из-за своей лени.

Здесь уместно напомнить слова американского ученого Поля Брэгга: «Есть только два сорта людей: настоящие – они сами заботятся о себе, борются со своей ленью, и ненастоящие – заботу о себе они возлагают на плечи окружающих их людей и врачей…Самое большое открытие современного человека – это умение омолодить себя физически, умственно и духовно».

Наших предков, первобытных людей, заставляло перебарывать лень, чувство голода, борьба за выживание в природе (животном мире) они пробегали в день до сотни километров, чтобы добыть пищу, убить животное, птицу тем самым удалить чувство голода, этим самым они неосознанно укрепляли свое здоровье, то есть делали сильным, быстрым, ловким, выносливым свой организм, развивали волевые качества (настойчивость, упорство, целеустремленность и другие), а впоследствии стала развиваться осознанная деятельность в процессе борьбы за жизнь (внимание, запоминание, мышление и другая умственная деятельность).

Человек, рожденный природой, бессознательно, в период научно-технической революции должен вновь родиться с сознанием укреплении своего здоровья, а тем самым предупреждение заболеваний своего организма, преждевременного старения, прогрессирования хронических заболеваний и возможных осложнений. Только с помощью интенсивных занятий физическими упражнениями в зависимости от возраста, так в младшем школьном возрасте дозированная физическая нагрузка должна составлять не менее 3 часов в день и не менее 2 часов в день для учащихся средних и старших классов.

В физиологии человеческого организма выявлено, что чтобы добиться выраженного оздоровительного эффекта, физические упражнения должны сопровождаться  значительным расходом энергии и давать длительную равномерную нагрузку системам дыхания и кровообращения, обеспечивающим доставку кислорода тканям, т.е. иметь выраженную аэробную направленность. Человек в покое расходует около 250 мл. кислорода в 1 минуту. При предельно напряженной работе у молодых натренированных мужчин эта цифра может увеличиваться максимально до 300 мл., а у мастеров спорта, бегун-стажеров и лыжников – до 500 – 600 мл.  Чем выше уровень максимального потребления кислорода (М.П.К.), тем больше функциональный резерв, отделяющий организм от прожиточного минимума, который необходим для поддержания жизни.

Тренировка у людей среднего возраста быть нацелена на увеличение М.П.К. жизненно важного резерва, который является физиологической основой общей выносливости и работоспособности и во многом определяет жизнеспособность организма. М.П.К. увеличивается при занятиях всеми циклическими упражнениями, направленными на развитие общей выносливости – бегом, лыжами, плаванием, велосипедом. Другие (ациклические) упражнения, такие, как волейбол, гимнастика и т.п., направлены преимущественно на тренировку двигательного аппарата и на величину М.П.К. практически не влияют.

Если говорить о развитии общей выносливости и работоспособности, то преимущество циклических упражнений в этом плане очевидно. Но почему особую популярность завоевал именно бег? Ведь прекрасный оздоровительный эффект можно получить и при занятиях лыжами, плаванием, только бы тренировка была достаточно эффективной, для этого следует довести частоту сердечных сокращений минимум до 120 – 130 ударов в минуту. Практика показывает, что такое доступно далеко не каждому.

Обычный рядовой физкультурник средних лет способен использовать лыжи лишь для прогулки, а бассейн – для купания. Техника же бега трусцой доступна всем и не вызывает никаких затруднений. Ходьба и бег являются наиболее естественными двигательными актами, которыми человечество владеет миллионы лет.

Даже быстрая ходьба, не говоря уже о беге, у неподготовленных новичков вызывает увеличение пульса до зоны тренирующего режима (120 – 130 ударов в 1 минуту) т.е. максимальное поглощение кислорода – МПК.

Кроме того, чтобы заниматься плаванием, необходим как минимум бассейн, а лыжным спортом – снег. Бегать можно круглый год, причем непроизводительные затраты времени минимальны, так как беговая трасса зачастую начинается и заканчивается у порога собственного дома.

«Бег дает наибольший физиологический эффект в единицу времени», - считал министр здравоохранения СССР С.П.Буренков.

Бег обладает еще одной способностью, которую не имеют другие виды циклических упражнений, - явление биомеханического резонанса, описанным Ф.Агашеным. Бег – это серия прыжков, и в момент приземления на пятку возникает противоудар, который перемещает вверх столб крови в сосудах. Такой гидродинамический «массаж» укрепляет стенки сосудов и препятствует отложению в них холестерина и солей, способствует профилактике атеросклероза. Вибрация печени и кишечника улучшает отток желчи и усиливает пристальку  кишок, что способствует пищеварению и устраняет запоры.

Во время медленного бега расход энергии составляет от 600 до 800 ккал в час в зависимости от веса тела (примерно 1 ккал/кг на 1 км пути). Как выявили научные исследования Г.А.Зубовского, бег вызывает снижение уровня холестерина в крови и способствует улучшению функции печени, пропорционально длительности бега.

Бег положительно влияет на деятельность сердечнососудистой системы.  В результате увеличения ударного объема крови вдвое (с 70 до 140 мл) каждое сокращение сердца вызывает растяжение коронарной артерии. В итоге через несколько лет регулярных занятий их просвет увеличивается в два раза, что способствует профилактике варикозного расширения вен. Очень важен и эффект капилляризации тканей – открытие спавших, не функционировавших в результате гиподинамии, и образование новых кровеносных капилляров в сердечной мышце и мышцах нижних конечностей.

После бега длительное время сохраняется расширение огромного просвета сосудистого русла мышц нижних и верхних конечностей и кожных капилляров, что вызывает стойкое снижение и нормализацию повышенного артериального давления. Понижение давления на 10 – 40 мм после тренировки ученые наблюдали даже у злостных гипертоников. Бег, таким образом, способствует нейтрализации трех основных факторов риска сердечнососудистых заболеваний: повышенного содержания холестерина в крови, гипертонии и избыточного веса тела.

Широко  известны работы врача и тренера из ФРГ Э. ванн Аакена, который показал влияние бега на профилактику раковых заболеваний, что объясняется повышением неспецифических сил организма (иммунитета). Бег против склероза, бег против рака. Где найти такое лекарство? «Наше здоровье – в наших собственных руках», - считает академик Амосов Н.М.

Бег увеличивает распад и самообновление белковых структур, вызывает потерю соответствующей массы тела с ее дальнейшим воспроизведением, т.е. омолаживает организм.

До бессмертия еще далеко, но то, что бег это путь к здоровью и продлению молодости, бесспорно.  А разве этого мало? Ученые считают, что регулярные занятия бегом замедляют процесс старения на 10 – 20 лет.

Индикатором старения является физическая работоспособность человека, которая между 30 и 70 годами постепенно снижается на 30%. Если каким-либо путем удается задержать снижение работоспособности, то можно считать, что старение удалось отложить.

Ученые обнаружили в крови людей, активно занимающихся физической деятельностью, гормон надпочечников, который называют эндорфин или «гормон настроения». После 30 минут бега он оставался в крови в течение суток, а отсюда и настроение было хорошее. Вот почему врачи предписывают бег при депрессивных состояниях людям пожилого возраста.

Бег незаменим также и при неврастении – болезни века. С помощью бега происходит «выбивание» психологического стресса физическим. Бег используют для профилактики инфаркта.

Во все времена была известна польза физической культуры. О ней говорили, писали, ей посвящали трактаты.

Проблема движения и здоровья имела достаточную актуальность еще в Древней Греции и в Древнем Риме. Люди лечились с помощью физических упражнений. Так Великий древнегреческий врач, которого и по ныне все ученые и врачи мира считают отцом медицины, Гиппократ (ок. 460 – ок. 370 г.г. до н.э.) не только широко использовал физические упражнения при лечении больных, но и обосновал принцип их применения. Он писал: «Гармония функции является результатом правильного отношения суммы упражнений к здоровью данного человека». «Гимнастика, физические упражнения, ходьба должна прочно войти в повседневный быт каждого человека, кто хочет сохранить работоспособность, здоровье, полноценную и радостную жизнь».

Авиценна (Абу – Али Ибн Сина, ок. 980 – 1037 г.г.), ученый, философ, врач: «Если заниматься физическими упражнениями, нет никакой нужды в употреблении лекарств».

 

Список использованной литературы.

  1. Бальсевич В.К. Физическая культура для всех и для каждого. – М.: Физкультура и спорт, 1988 – 208 с.ил.
  2. Гиббс Р.Если вам за 50: Пер. с английского. 2-е изд. А.П.Лаптева. – М.: Физкультура и спорт, 1985. – 32 с., ил. – (Физкультура и здоровье).
  3. Епифанов В.А., Мошков В.Н., Антуфьев Р.И. и др.: Лечебная физическая культура: Справочник – М.: Медицина, 1987 – 528 с.ил.
  4. Кеннет Купер Аэробика для хорошего самочувствия. Пер. с английского – 2-е издание доп. переработано. – М.: Физкультура и спорт, 1989 – 224 с. – (Наука здоровью).
  5. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Экзаменационные вопросы и ответы. Физическая культура 9 и 11 классы. Учебное пособие – М.: АСТ – ПРЕСС школа. 2003. – 240 стр.
  6. Мильнер Е.Г. Выбираю бег! – 2 – е изд. Доп., переработанное.
  7. Хайрова Ю.А. Физкультура – труд – здоровье. М. «Знание», 1979 г. 96 стр. (Народный университет здоровья, 7 издается ежемесячно с 1964 г).
  8. Журнал «Физкультура в школе» № 7 2003 г. Назарова Н.Н., Казакова Т.Н. «В Западном административном округе Москвы»  стр. 16 – 22.
  9. Журнал «Физкультура в школе» № 2 2000 г. Масленников С.М., Кузнецова Г.А. «Физические упражнения в жизни человека» стр. 18 – 21.