Сайт Сагарчинской средней школы

Будущее начинается здесь и сейчас!

ВХОД



Календарь



Опрос

Интересно ли Вам на этом сайте?
 

Статистика

Пользователи : 6
Статьи : 321
Просмотры материалов : 230779

На сайте

Сейчас 17 гостей онлайн

Вход в электронный дневник

Баннер

Вход в систему "Госуслуги"

Баннер

Персональные данные Дети

Баннер

Рабочая программа творческого объединения «Занимательная грамматика». 3 класс.

Рабочая программа творческого объединения

«Занимательная грамматика»

возраст детей: учащиеся 3 класс школы (9-10 лет)

срок реализации программы 1 год

количество часов: 26

Руководитель:  учитель 1 категории

Нарушева В.А.

 

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

 

Программа  «Занимательная грамматика» предназначена для внеурочной деятельности для обучающихся 3 класса. Программа рассчитана на реализацию в течение 1 года и составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного общеобразовательного стандарта.

 

По степени авторства данная программа – адаптированная. Программа внеурочной деятельности «Занимательная грамматика» разработана на основе программы учителя начальных классов Бугровой Н.А. (г. Саратов) и адаптирована к конкретным условиям реализации. В неё внесены следующие изменения: в объеме материала, в отборе тем, порядке их изучения, в распределении часов. Был изменен режим и временные параметры осуществления деятельности.

 

Направление данной программы – общеинтеллектуальное.

 

Курс способствует развитию познавательных способностей учащихся как основы учебной деятельности, а также  коммуникативных умений младших школьников с  использованием современных средств обучения.

 

Уровень программы – углубленный, который предполагает развитие компетентности обучающихся в данной образовательной области, формирование навыков на           уровне практического применения.

 

Актуальность программы определена тем, что младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Данная программа позволяет учащимся познакомиться со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы, расширить целостное представление о проблеме данной науки. Создание на занятиях ситуаций активного поиска, предоставление возможности сделать собственное «открытие», знакомство с оригинальными путями рассуждений, овладение элементарными навыками исследовательской деятельности позволят обучающимся реализовать свои возможности, приобрести уверенность в своих силах. Необходимость курса заключается не только желанием детей узнать нечто новое о русском языке, но и расширить, углубить и закрепить у младших школьников знания по русскому языку, показать учащимся, что грамматика не свод скучных и трудных правил для запоминания, а увлекательное путешествие по русскому языку.

 

Курс «Занимательная грамматика» занимает важное место в решении практических задач, которые состоят в том, чтобы привлечь внимание детей, прежде всего к миру слов, повседневно употребляемых, дав им почувствовать, что он не менее интересен, увлекателен, сложен и разнообразен, чем мир растений и животных, электроники и техники. Он способствует более прочному и сознательному  усвоению изученного на уроках материала, обогащению словаря, развитию речи, воспитанию бережного отношения к  слову, к богатствам языка, воспитанию любви и уважения к русскому языку.

 

Особенностями реализации программы  являются:

 

1. Определение видов организации деятельности учащихся, направленных на достижение личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы.

 

2. В основу реализации программы положены  ценностные ориентиры и  воспитательные результаты.

 

3. Ценностные ориентации организации деятельности  предполагают уровневую оценку в достижении планируемых результатов. 

 

4. Достижения планируемых результатов отслеживаются  в рамках внутренней системы оценки: педагогом, администрацией.

 

5. В основу оценки личностных, метапредметных и предметных результатов освоения программы, воспитательного результата положены методики, предложенные Асмоловым А.Г., Криволаповой Н.А., Холодовой О.А.

 

Цель и задачи программы

 

Основной целью педагога является через игру, занимательные упражнения прививать любовь к русскому языку, сформировать коммуникативные компетенции учащихся, навык грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

 

            Задачи:

 

- овладение знаниями и умениями для успешного решения учебных и практических задач и продолжения образования;

 

- развитие речи, мышления, воображения школьников, способности   выбирать средства языка в соответствии с условиями общения;

 

- овладение умениями правильно писать и читать, находить «ошибкоопасные» места; составлять логические высказывания разной степени сложности;

 

- освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

 

- воспитание эмоционально-целостного отношения к родному языку, побуждение познавательного интереса к родному слову, стремление совершенствовать свою речь.

 

Возраст детей, участвующих в реализации данной программы

 

Программа ориентирована на младших школьников 9-10 лет (3-й класс)

 

Сроки реализации программы внеурочной деятельности

 

Программа внеурочной деятельности  «Занимательная грамматика» рассчитана на один год обучения, 26 учебных часа (1 час в неделю).

 

Принципы программы:

 

Организация деятельности младших школьников на занятиях основывается на следующих принципах:

 

  • актуальность;
  • научность;
  • системность;
  • сознательность и активность;
  • наглядность;
  • доступность;
  • связь теории с практикой;
  • технология  разноуровневого обучения;
  • развивающее обучение;
  • технология  обучения в сотрудничестве;
  • коммуникативная технология.

 

Курс ориентационный. Он осуществляет учебно-практическое знакомство со многими разделами русского языка, удовлетворяет познавательный интерес школьников к проблемам данной науки, расширяет кругозор, углубляет знания в данной  учебной дисциплине.

 

Курс позволяет наиболее успешно применять индивидуальный подход к каждому школьнику с учётом его способностей, более полно удовлетворять познавательные и жизненные интересы учащихся.

 

Формы и режим занятий

 

Занятия проводятся 1 раз в неделю. Продолжительность занятий 45 минут.

 

Основными формами образовательного процесса являются:

 

- практико-ориентированные учебные занятия;

 

- творческие мастерские;

 

- тематические праздники, конкурсы, выставки;

 

- лекции;

 

- практические занятия с элементами игр и игровых элементов, дидактических и раздаточных материалов, пословиц и поговорок, считалок, рифмовок, ребусов, кроссвордов, головоломок, сказок.

 

- анализ и просмотр текстов;

 

- самостоятельная работа (индивидуальная и групповая) по работе с разнообразными словарями;

 

- фронтальная (работа в коллективе при объяснении нового материала или отработке определенной темы);

 

- групповая (разделение на минигруппы для выполнения определенной работы);

 

- коллективная (выполнение работы для подготовки к олимпиадам, конкурсам).

 

Основные методы и технологии

 

Выбор технологий и методик обусловлен необходимостью дифференциации и индивидуализации обучения в целях развития универсальных учебных действий и личностных  качеств  школьника.

 

Ожидаемые результаты и способы их проверки

 

Личностными результатами изучения курса является формирование следующих умений:

 

- определять и высказывать под руководством педагога самые простые общие для всех людей правила поведения при сотрудничестве (этические нормы);

 

- в предложенных педагогом ситуациях общения и сотрудничества, опираясь на общие для всех простые правила поведения,  делать выбор, при поддержке других участников группы и педагога, как поступить;

 

- осознавать роль языка и речи в жизни людей;

 

- эмоционально «проживать» текст, выражать свои эмоции;

 

- понимать эмоции других людей, сочувствовать, сопереживать;

 

- обращать внимание на особенности устных и письменных высказываний других людей (интонацию, темп, тон речи; выбор слов и знаков препинания: точка или многоточие, точка или восклицательный знак).

 

Метапредметными результатами изучения курса   являются формирование универсальных учебных действий (УУД):

 

Регулятивные УУД:

 

- определять и формулировать цель деятельности  с помощью учителя; 

 

- учиться высказывать своё предположение (версию) на основе работы с материалом;

 

- учиться работать по предложенному учителем плану

 

Познавательные УУД:

 

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях;

 

- делать выводы в результате совместной работы класса и учителя;

 

- преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

 

Коммуникативные УУД:

 

- оформлять свои мысли в устной и письменной форме (на уровне предложения или небольшого текста);

 

- слушать и понимать речь других;

 

- выразительно читать и пересказывать текст; договариваться с одноклассниками совместно с учителем о правилах поведения и общения оценки и самооценки и следовать им;

 

- учиться работать в паре, группе; выполнять различные роли (лидера, исполнителя).

 

Предметными результатами изучения курса  являются формирование следующих умений:

 

-        анализировать и характеризовать звуки речи;

 

-        осуществлятьзвуко-буквенныйанализслова (по принципу отпростогок сложному);

 

-        научиться  работать над проектом «Мой алфавит»;

 

-        обобщать, делать несложные выводы;

 

-        научиться выполнять исследования;

 

-        научиться  сочинять сказочные истории про буквы, загадки;

 

-        углубить знания об основных разделах русского языка: фонетике, орфографии, словообразовании, лексике, синтаксис и пунктуации;

 

-        научиться пользоваться словарями русского языка;

 

-        научиться писать сочинения-миниатюры.

 

Проверка результатов проходит в форме:

 

-        игровых занятий на повторение теоретических понятий (конкурсы, викторины, составление кроссвордов и др.),

 

-        тестирования,

 

-        проведения самостоятельных работ репродуктивного характера и др.

 

Структура занятий

 

Занятия по данной программе имеют четко разработанную структуру и состоят из 3-х частей:

 

1 часть – вводная. Цель этой части занятий настроить группу детей на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Эта часть занятия включает в себя приветствие, игры, направленные на создание эмоционального настроя.

 

2 часть – рабочая. На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. Дети выполняют различные занимательные упражнения, принимают участие в дидактических играх, которые способствуют развитию речи, различных видов мышления, памяти, внимания, мелкой моторики руки. Дети учатся работать в группах, парах, учитывать настроение и желание других.

 

3 часть – завершающая. Цель этой части занятий – создание у детей чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Это подвижные игры, ритуалы прощания, рефлексия.

 

В программе выделены 3 блока:

 

1 блок «От А до Я» Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: фонетики и графики, орфоэпии.

 

2 блок «К тайнам слова» Он включает в себя изучение в занимательной форме следующего раздела русского языка: лексики. Дети подробно, в занимательной форме изучают синонимы, антонимы, омонимы. Большое внимание уделяется изучению фразеологизмов. Дети узнают, откуда пришли названия известных детям слов, с которыми они встречаются в повседневной жизни и на уроках.

 

3 блок «Секреты  русского  языка» Он включает в себя изучение в занимательной форме следующих разделов русского языка: орфографии, словообразования, морфологии, синтаксис и пунктуации.

 

            В каждый блок включены уроки речевого творчества с целью развития активного самостоятельного творческого мышления, речи, эмоционального мира ребенка.

 

Календарно-тематическое планирование (26 ч.)

 

п/п

Наименование разделов, блоков, тем

Кол- во часов 

                                                         1 блок «От А до Я» (11 ч.)

 

Фонетика, графика, орфоэпия (11 ч.)

   
 

Волшебная страна “Фонетика”

1

 
 

Понятие о фонетической транскрипции

1

 
 

Согласные и гласные звуки

1

 
 

Легко ли быть согласным звуком?

1

 
 

Мягки ли мягкие согласные?

1

 
 

Звук под «маской»

1

 
 

Самый долгий слог

1

 
 

Удивительные гласные

1

 
 

Орфоэпия. Ударение

1

 
 

Буквы в слове переставим – много новых слов составим

1

 
 

Фонетический разбор слова.

1

 

                                         2 блок «К тайнам слова» (5 ч.)

 

В мире слов, или что такое лексика? (5 ч.)

   
 

Слова-спорщики. Антонимы

1

 
 

Фразеологизмы

1

 
 

Разные по значению, но одинаковые по звучанию и написанию слова. Омо́нимы

1

 
 

Слова однозначные и многозначные

1

 
 

Прямое и переносное значения слова

1

 

                        3 блок «Секреты  русского  языка» (10 ч.)

 

В мире орфографии (5 ч.)

   
 

Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.

1

 
 

Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.

1

 
 

В стране сочетаний ча-ща, чу-щу, жи-ши.

1

 
 

Про чк, чн, чт, нч, рщ…

1

 
 

Ъ и Ь – помощники в словах

1

 
 

В мире словообразования (5 ч.)

   
 

Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова.

1

 
 

Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок.

1

 
 

Разбор слова по составу.

1

 
  1. Фонетика, графика, орфоэпия – 11 ч.

Обиженные гласные. Мы идем по адресу: Ушаков Д. Н., Крючков С. Е. Орфографический словарь.

1

 
 

Итоговое занятие. Викторина «Знаешь ли ты русский язык?»

1

 

 

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ.

 

1 блок «От А до Я» - 15ч.

 

Различение гласных и согласных звуков. Нахождение в слове ударных и безударных гласных звуков. Различение мягких и твердых согласных звуков, определение парных и непарных по твердости-мягкости согласных звуков. Различение звонких и глухих звуков, определение парных и непарных по звонкости-глухости согласных звуков. Определение качественной характеристики звука: гласный – согласный; гласный ударный - безударный; согласный твердый - мягкий; парный- непарный; согласный звонкий- глухой; парный- непарный. Деление слов на слоги. Ударение, произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии  с нормами современного русского  литературного языка. Фонетический разбор слова.

 

  1. Мой алфавит (работа над проектом) – 4ч.
  2. В мире слов, или что такое лексика? – 5 ч.
  3. В мире орфографии – 5 ч.

 

Повторение алфавита. Правильное называние букв русского алфавита. Алфавитный порядок слов. Работа над проектом. Создание книжки-малышки «Мой алфавит».

 

 

 

2 блок «К тайнам слова»- 5 ч.

 

Понимание слова как единства звучания и значения. Выявление слов, значение которых требует уточнения. Определение значения слова по тексту или уточнение значения с помощью толкового словаря. Наблюдение за использованием в речи синонимов и антонимов. Знакомство с прямым и переносным значением слов, многозначностью слов, с омонимами. Знакомство с разными типами словарей. Игры в слова и со словами.

 

3 блок «Секреты  русского  языка»- 10ч.

 

Формирование орфографической зоркости. Использование орфографического словаря. Игры на применение правил правописания:

 

-        сочетания жи-ши, ча-ща, чу-щу в положении под ударением;

 

-        сочетания чк-чн, чт, щн;

 

-        перенос слов;

 

-        правописание гласных и согласных в корне слова;

 

-        разделительные Ь и Ъ

 

  1. В мире словообразования – 5 ч.

 

Овладение понятием «родственные (однокоренные)» слова. Различение однокоренных слов и различных форм одного и того же слова. Образование однокоренных слов с помощью суффиксов и приставок. Разбор слова по составу.

 

Формы подведения итогов реализации программы

 

Итоговый контроль осуществляется в формах:

 

- тестирование;

 

- практические работы;

 

- творческие работы учащихся;

 

- контрольные задания.

 

Самооценка и самоконтроль определение учеником границ своего «знания -  незнания», своих потенциальных возможностей, а также осознание тех проблем, которые ещё предстоит решить  в ходе осуществления   деятельности.

 

Содержательный контроль и оценка  результатов  учащихся предусматривает выявление индивидуальной динамики качества усвоения предмета ребёнком и не допускает  сравнения его с другими детьми. 

Результаты проверки фиксируются в зачётном листе учителя

 

Ресурсное обеспечение.

 

Информационно - методические ресурсы.

 

Технические средства: экран, проектор, компьютер.

 

Научно-методические ресурсы.

 

            Для того, чтобы качественно подготовить занятия, будут использоваться научные и методические издания, обозначенные в конце программы.

 

Организационные ресурсы.

 

            Для воплощения данной программы в жизнь существует достаточно благоприятное культурно-образовательное пространство.

 

В школе имеется библиотека, где дети могут найти дополнительную литературу. Это поможет раскрыть их интеллект, будет способствовать познавательной и творческой активности.

 

Наглядность.

 

В процессе реализации программы будут использоваться картинки, фотографии, презентации, словари.

 

Литература для учителя.

 

  1. Александрова З. Е. Словарь синонимов русского языка. М: Рус. Язык, 1986
  2. Аржакаева Т. Психологическая азбука для первоклашек. Развивающие уроки./Школьный психолог № 13,2000
  3. Бугрова Н.А. Занимательный русский язык. http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/russkii-yazyk/programma-vneurochnoi-deyatelnosti-zanimatelnyi-russkii-yazyk1-4-kla
  4. Винокурова Н. К. Подумаем вместе. М.: Рост,1998
  5. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т 1-4 – М: Русский язык,1981
  6. Елизарова Е. М. К тайнам слова: занимательная лексика. Кружковая работа по русскому языку, занятия в группе продленного дня. – Волгоград: Учитель, 2008
  7. Иванова В. А. Занимательно о русском языке. Л: Просвещение,1990
  8. Каландарова Н. Н. Уроки речевого творчества: 2 класс. – М.:ВАКО,2009
  9. Ладыженская Т. А.Речевые уроки: книга для учителя нач. классов. – М.:Просвещение,1995
  10. Лапатухина М. С., Школьный толковый словарь рус. Языка. – М: Просвещение,1981
  11. Ломакин П. И. В мире слов. Ч. 3. М.:Издат-школа,1998
  12. Львов М. Р. Школьный словарь антонимов рус. Языка. – М, 1987
  13. Львова С. И. Люби и знай родной язык. М. : Русское слово,2000
  14. Люстрова З. Н. Друзьям русского языка. – Ш: Знание,1982
  15. Ожегов С. И., Швецова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – М, 2000
  16. Орехова О. А. Цветовая диагностика эмоций ребенка.- СПБ: «Речь»,2002
  17. Субботина Л. Ю. Развитие воображения детей. Пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997
  18. Тарабарина Т. И., Соколова Е. И. И учеба, и отдых: русский язык. Ярославль: Академия развития, 1997