Сайт Сагарчинской средней школы

Будущее начинается здесь и сейчас!

ВХОД



Календарь



Опрос

Интересно ли Вам на этом сайте?
 

Статистика

Пользователи : 7
Статьи : 296
Просмотры материалов : 233882

На сайте

Сейчас 25 гостей онлайн

Вход в электронный дневник

Баннер

Вход в систему "Госуслуги"

Баннер

Персональные данные Дети

Баннер

Программа кружка « Палитра», 4 класс.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Сагарчинская средняя общеобразовательная школа »

Программа кружка

« Палитра»

4 класс

Срок реализации программы 1 год

Автор-составитель:

Петрова Марина Владимировна ,

учитель начальных классов.

 

Оглавление

  1. Пояснительная записка. 3
  2. Общая характеристика учебного предмета. 4
  3. Место предмета в  учебном плане. 5
  4. Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Волшебная палитра». 5
  5. Личностные, метапредметные и предметные результаты  обучения. 6
  6. Содержание учебного предмета. 8
  7. Тематическое планирование. 9
  8. Материально-техническое обеспечение образовательного процесса. 16
  9. Результаты участия обучающихся кружка «Волшебная палитра» в творческих конкурсах

 

Пояснительная записка

В основе модернизации российского образования лежат идеи гуманистического воспитания, направленные на развитие целостности личности. По мнению многих исследователей в области педагогики, психологии (Арутюнова Н.Д., Бахтина М.М., Выготского Л.С.) именно живопись, музыка, литература признаны действенными средствами, способствующими формированию и развитию целостной, активной творческой личности. Теоретики эстетического воспитания считают, что в возрасте от 7 до 12 лет происходит потеря детской непосредственности в восприятии искусства. Вместе с тем ученики  начальных классов обнаруживают повышенные восприимчивость и впечатлительность, непосредственность реакций, ярко выраженное стремление усваивать новое. В процессе рисования происходит живая работа мысли, развиваются образные представления и художественный вкус, наблюдательность и зрительная память, мышечно-двигательные функции руки и глазомер. Немаловажную роль в современных условиях жизни школьника следует отвести способности искусства быть активным звеном здоровьесберегающих технологий. Искусство способно уравновесить умственную перегруженность, «отвести от агрессивных способов поведения». Эстетическое воспитание младшего школьника средствами изобразительного искусства предполагает нравственное совершенствование личности ребенка, является эффективным средством умственного и общего развития, средством формирования его духовного мира. В связи с введением ФГОС второго поколения внеурочной деятельности школьников уделяется особое внимание в образовательном процессе, поэтому ей  отводится определенное пространство и время. Данная дополнительная образовательная программа  может рассматриваться как программа, реализующаяся во внеурочной деятельности. Программа охватывает теоретический и практический блоки содержания.Направленность детского объединения – художественная.

Содержание художественно-экологической программы «Волшебная палитра» нацелено на формирование у младших школьников художественной культуры, приобщение к миру искусства разных народов через собственное творчество.

«Волшебная палитра»  дает целостное представление о природе как о живом организме, что является сутью экологического и художественного воспитания.

Экологию нельзя ограничивать только задачами сохранения природной биологической среды. Для жизни человека не менее важна среда, созданная культурой его предков и им самим.

Практические знания способствуют развитию у детей творческих способностей, умению воплощать свои фантазии, умению выражать свои мысли. Дети младшего школьного возраста способны на эмоционально-образном уровне выполнять предлагаемые задания. Результаты обучения по данному курсу достигаются в каждом образовательном блоке. Содержание образовательной программы кружка проектируется с учетом приоритетных принципов:

1. Многообразия

  • разнообразие форм и содержания дополнительного образования;
  • разнообразие участников образовательного процесса с их ценностями, целями, взглядами, предпочтениями и т.п.;
  • развитие воображения, образного мышления, пространственных представлений, сенсорных навыков, способности к художественному творчеству;
    • 4 класс – «Художник и природа пяти континентов» - 26 занятий
    • формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памя­ти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческо­го воображения;
      • развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо­ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента­ции в художественном и нравственном пространстве культуры;
  • разнообразие видов деятельности, доступных учащимся образовательного пространства;

Многообразие необходимо для создания условий выбора учащимися вида деятельности и отношения к этой деятельности, как источника их развития.

2. Открытости

Образовательная программа является открытой системой, т.е. воспринимает воздействия внешней среды и отвечает на них своими изменениями, постоянно включая в свою структуру новые элементы: новых учащихся, новые виды деятельности, новые отношения, новое содержание образования, взаимодействуя с другими образовательными программами. Именно открытость позволяет образовательной программе развиваться, усложняться, обмениваться информацией.

Образовательная программа создает условия для:

1. свободного выбора ребенком видов и сфер деятельности;

2. ориентации учителя на личностные интересы, потребности, способности ребенка;

3. возможности свободного самоопределения и самореализации в образовательном процессе, как ребенка, так и учителя;

4. единство обучения, воспитания, развития в процессе реализации программы.

Цели программы:

  • воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству;
  • освоение первоначальных знаний об изобразительном искусстве, дизайне, их роли в жизни человека и общества;
  • овладение элементарной художественной грамотой, формирование художественного кругозора, приобретение опыта работы разными художественными материалами.

 Цели реализуются в следующих задачах:

  • совершенствование эмоционально-образного восприятия произведений искусства и

окружающего мира;

  • развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни;
  • формирование навыков работы с различными художественными материалами;
  • освоение изобразительных приёмов с использованием различ­ных материалов;
  • создание простейших художественных образов средствами живописи, рисунка, графики;
  • освоение простейших технологий дизайна и оформительского искусства.

В основу программы положены:

  • тематический принцип планирования учебного материала, что учитывает интересы детей, их возрастные особенности;
  • единство воспитания, обучения и творческой деятельности детей, сочетание

практической работы с развитием способности воспринимать и понимать произведения

искусства;

  • система межпредметных связей (чтение, музыка, технология, окружающий мир), что позволяет почувствовать практическую направленность уроков изобразительного искусства, их связь с жизнью;
  • соблюдение преемственности в изобразительном искусстве старших дошкольников и младших школьников;
  • яркая выраженность познавательно-эстетической сущности изобразительного искусства, что достигается через беседы об изобразительном искусстве за счет тщательного отбора и систематизации картин, отвечающих принципу доступности; направленность содержания программы на активное развитие у детей эмоционально-эстетического и нравственно-оценочного отношения к действительности, эмоционального отклика на красоту окружающих предметов, природы.

 

Общая характеристика учебного предмета

Содержание программы реализует приоритетные направления художественного образования: приобщение к изобразительному искусству как духовному опыту поколений, овладение способами художественной деятельности, развитие индивидуальности, дарования и творческих способностей ребенка.

Рисование на темы — это создание сюжетных композиций, иллюстраций к литературным произведениям. В процессе рисования на темы совершенствуются и закрепляются навыки грамотного изображения предметов, передачи пропорций, конструктивного строения, объема, пространственного положения, освещенности, цвета.

В 1—4 классах тематическое рисование включает в себя рисование на темы окружающей жизни на основе наблюдений или по воображению, иллюстрирование различных литературных произведений.

Рисуя на темы, учащиеся знакомятся с законами композиции, узнают о художественно-выразительных средствах живописи и графики: цвет, мазок, линия, пятно, цветовой и световой контрасты, об особенностях передачи состояния покоя или движения в рисунке, об эмоциональных возможностях цвета.

Цвет является важнейшим средством выразительности в сюжетном рисунке. Учебные задания направлены на формирование у учащихся умения видеть

гармоничные цветовые сочетания. Учитель знакомит детей с различными приемами использования живописных материалов, демонстрирует последовательность выполнения изображения в цвете, особое внимание обращает на цветотональные отношения. Дети учатся называть сложные цвета объектов, на практике овладевают основами цветоведения.

Школьники знакомятся с творчеством выдающихся русских и зарубежных художников, произведениями бытового, исторического, батального и других жанров, а также с творчеством ведущих художников-иллюстраторов.

Обучение декоративной работе осуществляется в процессе выполнения творческих декоративных композиций, составления эскизов оформительских работ.

Беседы об изобразительном искусстве направлены на воспитание у детей устойчивого интереса к искусству, формируют потребность в знакомстве с произведениями отечественных и зарубежных мастеров. На уроках изобразительного искусства учащиеся знакомятся с особенностями художественного творчества, учатся понимать содержание картин.

Формированию представлений о богатстве и разнообразии художественной культуры способствует знакомство с ведущими художественными музеями России и мира.

 

Место предмета в  учебном плане

 

Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Волшебная палитра»

 

Программы «Волшебная палитра» направлена на формирование художественной культуры уча­щихся как неотъемлемой части культуры духовной, т. е. культуры ми­роотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эс­тетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и ис­кусстве, т. е. зоркости души растущего человека.

Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности.

Художественное образование формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, разви­вает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.

Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседнев­ном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каж­дого ребенка - главный смысловой стержень программы.

При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображе­ние - это художественное познание мира, выражение своего отноше­ния к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декора­тивная деятельность - это способ организации общения людей и прежде всего, имеет коммуникативные функции в жизни общества.

Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается ши­рокое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружа­ющей действительности.

Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей уча­щихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми состав­ляющими учебного материала. Конечная цель - формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.

Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности - сущность обучающих методов на занятиях изобрази­тельным искусством. Любая тема по искусству должна быть не прос­то изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творчес­кого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно зна­чимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашива­ются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное от­ношение к миру.

Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как вы­ражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов.

Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании нравственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».

Личностные, метапредметные и предметные результаты  обучения

В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы общего образования Федерального госуда­рственного образовательного стандарта, обучение на занятиях кружка изоб­разительного искусства направлено на достижение учащимися лично­стных, метапредметных и предметных результатов.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествен­ных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного курса «Волшебная палитра»:

  • воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;
  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
  • формирование целостного мировоззрения, учитывающего   культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;
  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
  • развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;
  • формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;
  • осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;
  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

  • умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и
    формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;
  • умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
  • умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий  и требований,  корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;
  • умение   оценивать   правильность   выполнения   учебной   задачи, собственные возможности ее решения;
  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
  • умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

 Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного курса:

  • освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей;
  • воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;
  • приобретение опыта создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств;
  • приобретение опыта работы различными художественными матери­алами и в разных техниках;
  • развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование  активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;
  • осознание значения искусства и творчества в личной и культурной
    самоидентификации личности;
  • развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся,
    формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание учебного предмета

 

4ый класс

«Мир искусства»

Образ музыки, литературы, кино и театра в изобразительном искусстве и детском творчестве.


Тематическое планирование

4 класс

 

Разделы программы

Количество

часов

Основные виды учебной деятельности обучающихся

1

Мир природы

 

6

Выполняют работу по заданной инструкции.

Отражают в рисунке природные явления.

Анализируют форму, цвет пропорции и пространственное расположение предметов.

 Используют художественные материалы.

Самостоятельно выполняют рисунок в нужной последовательности.

Изображают пейзаж в различных состояниях дня и времени года, сюжетные композиции на темы окружающей действительности.

Правильно работают с акварельными и гуашевыми красками: разводят и смешивают краски, ровно закрывают ими нужную поверхность.

Устно описывают изображённые на картинке или иллюстрации предметы.

Различают цвета и их оттенки.

Находят нужную информацию в словарях, учебных пособиях.

2

Мир животных

6

Объясняют и соблюдают  последовательность выполнения рисунка.

Анализируют форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов.

Передают в рисунках  пространственное расположение объектов, их смысловую связь в сюжете и эмоциональное отношение к изображаемым событиям.

Анализируют произведения изобразительного искусства.

Используют изученные приёмы работы красками.

Находят нужную информацию в словарях, учебных пособиях.

3

Мир человека

8

Отражают в тематических рисунках явления действительности.

Изображают портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передают свое отношения к персонажу.

Сравнивают изображения персонажей в картинах разных художников.

Правильно определяют и изображают форму предметов, их пропорции, конструктивное строение, цвет.

Передают в рисунках  пространственное расположение объектов.

Характеризуют персонажей произведения искусства.

Находят нужную информацию в словарях, учебных пособиях.

4

Мир искусства

6

Соблюдают последовательное выполнение рисунка (построение, прорисовка, уточнение общих очертаний и форм).

Соотносят объекты дизайна с определённой геометрической формой.

Различают формы в объектах дизайна и архитектуры.

Анализируют форму, цвет, пропорции и пространственное расположение предметов.

Передают в рисунках  пространственное расположение объектов.

Решают  доступные  творческие художественные задачи (общий дизайн, оформление).

Сравнивают свой рисунок с изображаемым предметом.

Используют линию симметрии в рисунках.

Подчёркивают размером, цветом главное в рисунке.

Сравнивают различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно – прикладного искусства).

Анализируют результаты собственной и коллективной работы по заданным критериям.


                                                                                       4 класс

Тема «Художник и природа пяти континентов»

 

п/п

Тема

Теория

Практика

1.Мир природы

  

3.Мир человека («Мир фантазии и увлечений»)

4.Мир искусства

 

Проба красок и способы применения. Цвет в изобразительном искусстве.

1

-

             2

Краски осени. Осень в звуках и красках.

-

1

             3

В сентябре у рябины именины.

-

1

             4

Пейзаж родной земли.

-

1

             5

Образы деревьев (цветущие деревья).

-

1

             6

Цветы в легендах и сказаниях.

-

1

Итого часов: 6

      1. Мир животных

            7

Исчезающие животные.

1

-

            8

Образы птиц (пингвины). Образы птиц (страусы

-

1

            9

Домашние животные.

-

1

10

Домашние птицы.

-

1

            11

Снежная птица зимы.

-

1

           12

Животные - герои русских народных сказок.

-

1

Итого часов: 6

 

           13

У всякого мастера свои затеи.

1

-

           14

Наша улица в праздник.

-

1

           15

Водные просторы родной страны. Водный транспорт.

-

1

          16

Путешествие в жаркие страны (животный и растительный мир)

1

-

          17

Терема.

-

1

          18

Сувенирные игрушки.

-

1

          19

Русские матрёшки.

-

1

          20

Герои сказки глазами художника.

-

1

Итого часов: 8

 

           21

Художественные материалы.

1

-

           22

Беседа «Как много в мире стран».

1

-

           23

Водопады.

-

1

           24

Чудеса света (пирамиды). Чудеса света (древние города).

-

1

           25

Народы гор и степей. Города в пустыне.

-

1

           26

Страна восходящего солнца.

-

1

Итого часов: 6

 

 

 

Материально-техническое обеспечение образовательного процесса

 

Литература

  1. А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др. Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе: пособие для учителя; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2008. – 151 с.

 

  1. Неменская Л.А. Каждый народ художник: учеб. Для 4 кл. нач. шк. / Л.А. Неменская; под. Ред. Б.М. Неменского. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2005. – 144 с.
  2. Неменский Б.М. Мудрость красоты / Б.М. Неменский. – М.: Просвещение, 1987.
  3. Рожкова Е.Е. Изобразительное искусство в начальной школе: Из опыта работы учителя. – М.: Просвещение, 1980. – 96 с.
  4. Савенкова Л.Г. изобразительное искусство: 1-4 классы: методическое пособие для учителя / Л.Г. Савенкова, Н.В. Богданова. – М.: Вентана-Граф. 2008.
  5. Примерные программы по учебным предметам. Начальная школа. В 2 ч. Ч. 2. – 3-е изд. – М.: Просвещение, 2010. – 317 с. – (Стандарты второго поколения).
  6. Шорохов Е.В. Методика преподавания композиции на уроках изобразительного искусства в школе. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 1977.

Интернет-ресурсы

  1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов. - Режим доступа: http://school-collection.edu.ru
  2. Детские презентации и клипы. – Режим доступа: http://viki.rdf.ru/
  3. Презентации уроков «Начальная школа». - Режим доступа: http://nachalka.info/about/193
  4. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». - Режим доступа: www.km.ru/education
  5. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www. festival. 1 september.ru
  6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). - Режим доступа: www.uroki.ru

Технические средства обучения

1. Интерактивная доска

2. Компьютер

Учебно-практическое оборудование

1.  Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц, схем.

2. Штатив для таблиц.

3. Ящики для хранения таблиц.

4. Укладка для аудиовизуальных средств (слайдов, таблиц и др.).

Специализированная мебель

Компьютерный стол

 

 

 

 

 

 

. 17