Сайт Сагарчинской средней школы

Будущее начинается здесь и сейчас!

ВХОД



Календарь



Опрос

Интересно ли Вам на этом сайте?
 

Статистика

Пользователи : 7
Статьи : 296
Просмотры материалов : 233623

На сайте

Сейчас 78 гостей онлайн

Вход в электронный дневник

Баннер

Вход в систему "Госуслуги"

Баннер

Персональные данные Дети

Баннер

Рабочая программа "Школьного дискуссионного клуба"

 

Пояснительная записка

Когда человек не знает, к какой пристани он держит путь,

для него ни один ветер не будет попутным.

СЕНЕКА

        Современный динамичный мир принципиально изменил человеческую деятельность – людям все больше приходится управлять технологиями и быть коммуникабельными для достижения личных и общественных целей. Поэтому основная задача современного школьного образования разработка и применение комплекса обобщенных способов деятельности, применимых в любой предметной области. Школьникам необходима такая педагогическая технология, которая стала бы основой поведения в различных житейских ситуациях, которая отвечала бы потребностям самого ученика, общества и учитывала закономерности формирования активной личности.  Психологическое обоснование деятельностного подхода в школьных методиках принадлежит видным отечественным психологам , , и в общих чертах сводится к положению о том, что становление личности возможно только в деятельности, так как школьник чувствует себя свободным, может проявлять инициативу и самостоятельность, что придает оптимистический характер мировоззрению молодого человека и помогает преодолеть возрастной нигилизм.

     Рабочая программа – деятельность  ШКОЛЬНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА создана как средство способствующее формированию  навыков устной  речи у школьников,  развитию творческих способностей обучающихся, развитию познавательных интересов и даёт право обучающимся сочетать различные направления и формы занятий. Деятельность по организации работы ШКОЛЬНОГО ДИСКУССИОННОГО КЛУБА осуществляется в свободное от основной учёбы время и отличается свободой выбора направлений и возможностью смены сферы деятельности обучающегося в течение года.

      Деятельность учащихся в ШКОЛЬНОМ ДИСКУССИОННОМ КЛУБЕ характеризуется добровольностью, инициативностью и активностью всех участников (детей, родителей, педагогов), а также отсутствием жесткой регламентации и жесткого результата.

Деятельность ШКОЛЬНОГО ДИСКУССТОННОГО КЛУБА носит неформальный и комфортный характер для всех участников.

Цели рабочей программы «ШКОЛЬНЫЙ ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ»

Актуальные внедрения в школьное поле учащихся такой формы как ШКОЛЬНЫЙ ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ    обусловлено несколькими причинами:

·  Подростки и юноши испытывают огромные психологические трудности при определении своих жизненных целей и перспектив.

·  Школьные предметы не дают возможности реализовать полностью творческие, коммуникативные и интеллектуальные способности учащихся.

·  Социальная и экономическая ситуация, на фоне которой происходит развитие наших детей, приводит к тому, что многие молодые люди с тревогой смотрят в завтрашний день, не хотят или не могут самостоятельно находить решение в конфликтной ситуации.

Развивающие задачи программы:

учащиеся смогут

1.сформировать умение участвовать в дискуссии,

2.  определить свои жизненные планы,

3.  прояснить временную перспективу будущего и в итоге продвинуться в личностном развитии, в обретении собственной идентичности.

Обучающие задачи программы:

учащиеся смогут

1.  овладеть основными операциями мыслительной деятельности - синтезу, анализу, общению,

2.  расширить кругозор и словарный запас,

3.  сформировать умение быстрого поиска информации, критического отношения к ней.

Воспитательные задачи программы:

учащиеся смогут

1.  обогатить свой духовный мир в процессе дискуссии,

2.  реализовать свои потребности в самосовершенствовании и самоутверждении,

3.  сформировать активную гражданскую позицию.

Таким образом, ШКОЛЬНЫЙ ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ как форма работы с подростками, имеет основной целью помочь подросткам узнать себя, свои сильные стороны, развить у них чувство собственного достоинства, научить их преодолевать неуверенность, страх, повышенное волнение в различных ситуациях, наиболее успешно и точно реализовать себя в поведении и деятельности, утвердить свои права и собственную ценность, не только не ущемляя прав и ценности других людей, но и способствует  повышению коммуникативных  навыков выпускников.

Реализация целей и задач осуществляется следующими условиями работы:

1. Материальные условия:

- наличие помещения для заседаний организационного комитета и для проведения дискуссии как в режиме видеоконференции, так и обычном режиме;

- технические средства (компьютерный класс, аудио - и видео - материалы, доступ в Интернет и т. д.).

2. Организационные условия:

- организация самоуправления ДИСКУССИОННОГО КЛУБА с помощью инициативной группы учащихся каждого класса,

- создание коллектива единомышленников

- проведение дополнительных занятий по развитию речи,

-ознакомление участником дискуссии с курсом риторики

3. Психологические условия:

·  создание условий работы, в которых формируются отношения сотрудничества, доверия и взаимоуважения

·  подбор учащихся, умеющих управлять ученическим коллективом в процессе определения темы клубного заседания

·  формировать искренние, доброжелательные отношения в клубе, что повлияет на эмоциональное восприятие жизни.

Алгоритм дискуссионного клуба.

1.Теоретические занятия по методике проведения дискуссии проводит педагог-руководитель (7 класс- Аманжулова А.Д., 8 класс- Петрова М.В., 9 класс- Кулиш Р.Н.).

2.  Заседание клуба готовиться инициативной группой, которая предлагает тему и форму для диспута:

дебаты (обмен аргументами и контраргументами) диспут (обсуждение с наличием одного или нескольких выступающих с основными докладами) мозговой штурм круглый стол (подготовленное обсуждение по заранее поставленной проблеме с выделением определенных вопросов) ток-шоу Аквариум (разделение участников на обсуждающих и наблюдающих за ходом обсуждения с целью его анализа)

3.  Инициативная группа имеет меняющийся состав.

4.  Инициативная группа принимает почетных гостей.

5.  Участниками могут стать все, кто заинтересовался предложенной темой заседания.

:

ПРАВИЛА РАБОТЫ В ХОДЕ ДИСКУССИИ

Один из возможных вариантов

1. Правило поднятой руки.

2. Отказаться от агрессии, быть позитивно настроенным.

3. Критикуя, предлагать.

4. Слышать и слушать друг друга (не перебивать).

5. Не злоупотреблять предоставленным словом (соблюдать регламент).

6. Критиковать идеи, а не личность (уважительно относиться к собеседнику).

7. Не навязывать свое мнение.

8. Толерантное отношение к другим мнениям и позициям.

9. Избегать поучений.

10. Сдерживать эмоции.

11. Развивать дискуссию, не повторяться, предлагать новые идеи.

12. Иллюстрировать свои мысли примерами.

Методические пояснения к рабочей программе «ШКОЛЬНЫЙ ДИСКУССИОННЫЙ КЛУБ»

Концепция модернизации российской системы образования и Методические рекомендации по  развитию образования детей в общеобразовательных учреждениях определяют общую стратегию развития, основные принципы методической и педагогической деятельности, главные содержательные линии работы, с учетом ряда принципов:

ориентация на широкое гуманитарное содержание, позволяющее гармонично сочетать национальные и общечеловеческие ценности; формирование у школьников целостного и эмоционально-образного восприятия мира; обращение к тем проблемам, темам, образовательным областям, которые являются личностно значимыми для детей того или иного возраста и которые недостаточно представлены в основном образовании;  развитие познавательной, социальной, творческой активности ребенка, его нравственных качеств.

Реализация задач рабочей программы основана на использовании традиционных и специальных методик российской педагогики. Педагог опирается на индивидуальную и групповую деятельность учащихся. Темы занятия соответствуют интересам и потребностям школьников, учитывают реальные возможности их удовлетворения в конкретном  учреждении, помогают ребенку сформировать собственную ценностную и действенную позицию, стимулируют его самообразование и саморазвитие.

Программа осуществляется в тесном сотрудничестве с преподаванием  курсов «Русская словесность», «Литературным  краеведением» , «Историческим  краеведением», с методическим объединением классных руководителей школы.

Программа выполняет еще одну важную задачу – расширяет культурное пространство школы.

В этой сфере знакомство ребенка с ценностями культуры общения происходит с учетом его личных интересов, национальных особенностей, традиций школы. Актив ШКОЛЬНОГО КЛУБА приглашает и организует встречи с интересными людьми – специалистами в определенной сфере, соответствующей заданной теме дискуссии.

ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТИВНОСТИ ПРОГРАММЫ

 Главная задача современного педагога – развить в детях чувство гражданина своей страны, человека, умеющего не только ценить духовные и культурные ценности, накопленные человечеством, но и стремящегося их умножать. Работа ШКОЛЬНОГО ДИСКУССИОНННОГО КЛУБА не имеет жестких рамок результативности, так как эффективность деятельности могут оценивать сами учащиеся, педагоги, родители как долгосрочную, так и краткосрочную.

Среди краткосрочных результатов можно назвать:

1.  создание компьютерных презентаций по заданной теме

2.  написание эссе по заданной теме

3.  выбор профессии участниками школьных дискуссий и т. д.

Среди долгосрочных результатов можно выделить:

1.  приобретение  коммуникативных навыков,  обеспечивающие успех в деловой жизни (овладение компьютером и электронными средствами связи, и т. п.)

2.  умение добиваться поставленной цели, выбирая цивилизованные, нравственные средства ее достижения

3.  навык проявлять свою инициативу, самостоятельность, лидерские качества, умение работать в коллективе, учитывая интересы других.

СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ

тема

содержание темы

Вводное занятие.

Цели и задачи проекта. Выборы лидеров клуба. Определение темы дискуссий путем тестирования классных коллективов.

Композиция речи

Теория курса: начало речи, вступление, главная часть, конец речи, свободная композиция. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Что значит владеть своим голосом?

Темп речи, сила и высота голоса Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Как подготовить устное выступление

Экспромт. Определение темы, направленности, названия выступления. Предварительный план. Работа над фактами, теоретическим материалом. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Способы связи речи в устном выступлении

Слова, словосочетания, предложения, выражающие субъективное отношение к речи. Повтор и анафора. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Диалог в дискуссии

Монолог особого типа. Скрытая форма диалога. Открытый диалог. Языковые средства создания эмоциональности речи. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Стиль и тип речи

Использование книжных стилей в речах разного рода и вида. Письменная речь в устном выступлении. Использование разных типов речи. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Словесная наглядность

Что такое ассоциация? Тропы – средство наглядности речи. Использование и создание оратором литературно-художественных образов. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Речевые ошибки

Нормы языка и речевые ошибки. Нормы ударения и речевые ошибки. Выбор слова. Пословицы. Нормы грамматики и их нарушение. Индивидуальные занятия по развитию речи. Практикум.

Предполагаемые темы дискуссий

7 класс

месяц

тема

сентябрь

Русская православная церковь в 2030 году, участие в телевизионной программе «ГОРДОН- 2030»

октябрь

Школьная жизнь современного школьника

ноябрь

Будущее ООН

декабрь

Новый выбор Москвы

январь

Музыкальная культура молодежи

февраль

Патриотическая песня сегодня.

март

Славянофилы и западники

апрель

Эвтаназия: право на существование

май

Моя будущая профессия

8 класс

месяц

тема

сентябрь

Русская православная церковь в 2030 году, участие в телевизионной программе «ГОРДОН- 2030»

октябрь

Тема любви в современной литературе

ноябрь

День национального примирения и согласия

декабрь

Циклы мирового развития

январь

Молодежь и политика

февраль

Патриотическая песня сегодня.

март

Женщина в современном мире

апрель

Международные отношения современности

май

Судьба русского языка в 21 веке

9  класс

тема

1

Вводное занятие. Цели и задачи проекта.

2

Композиция речи

3

Что значит владеть своим голосом: темп речи, сила и высота голоса

4

Диалог в дискуссии .Стиль и тип речи. Словесная наглядность.

5

Образование и культура. Стахановское движение .

6

Коллективизация. Репрессии.

7

Судьба культуры в 1928-1940 гг.

8

 В годы великих испытаний. Тыл и фронт – едины .

9

Край политической ссылки.

10

Экономика и культура .

11

Традиции воспитания детей у народов, населяющих Оренбуржье

12

История школы – страница истории моего села

12

Встречи с интересными людьми

Список литературы

1.Р. Алберти, М. Эммонс  Самоутверждающееся поведение.. Санкт-Петербург. 1998 г.

2...  Л. П Гришак. Общение с собой. - М., 1999.

4.  Риторика М., 1996 г.

5.Альбеткова Р.И. Русская словесность. Учебное пособие для 7класса. М.: Дрофа, 2008

6.Львова С.И. «Позвольте пригласить вас…», или речевой этикет. М.: Дрофа, 2007

7.Ожегов С.И., Шведова Н.А. Толковый словарь русского языка. М. Просвещение, 2005

 8.   Шанский Н.М. Занимательный русский язык.