Консультации педагога-психолога

Сайт Сагарчинской средней школы

Будущее начинается здесь и сейчас!

ВХОД



Календарь



Опрос

Интересно ли Вам на этом сайте?
 

Статистика

Пользователи : 7
Статьи : 329
Просмотры материалов : 228987

На сайте

Сейчас 54 гостей онлайн

Вход в электронный дневник

Баннер

Вход в систему "Госуслуги"

Баннер

Персональные данные Дети

Баннер

Консультации педагога-психолога

Полностью статья находится ЗДЕСЬ

Уважаемые родители!

Воспитывая наших детей, мы хотя бы раз задавали себе один из вопросов:

"Как понять детскую психологию?";

"Как построить нормальные отношения с ребенком?";

"Как заставить ребенка слушаться?".

Вопросов огромное множество, и не всегда мы можем самостоятельно найти на них ответ. Именно поэтому, на этой страничке будут размещаться материалы, которые помогут в воспитании вашего ребенка. На вопросы отвечает педагог-психолог высшей категории- Маркова Светлана Петровна.

 

Скоро в школу, или Кризис семи лет

В семь лет ребенок из дошкольного переходит в школьный возраст. Основная причина нового кризиса – развивающие возможности игры ребенком исчерпаны. Все дошкольное детство игра была не просто самым любимым занятием мальчиков и девочек – она была стимулом и условием их развития. Через игру дети изучали всевозможные социальные роли и отношения, оттачивали свой интеллект и учились управлять своими эмоциями и поведением.  Но рано или поздно наступает момент, когда персонажи и роли, игрушки и воображаемые ситуации уже не могут полностью удовлетворить потребность 6-7-летнего ребенка в познании окружающего мира. У ребенка возникает новая потребность узнать неявную, скрытую причину явлений и событий, научиться предвидеть и планировать результаты своих поступков.

Кризис требует перехода к новой социальной ситуации, нового уровня отношений.

Именно на рубеже дошкольного и младшего школьного возраста возникает способность и потребность выполнять социальную роль. Такой желанной для ребенка ролью становится статус ученика. Учение олицетворяет для ребенка новый, взрослый образ жизни. В то же время стремление стать школьником далеко не всегда связано с желанием и умением учиться. Школа привлекает многих детей, прежде всего, внешними атрибутами – портфель, тетрадки, перемены, отметки. В таком случае школа остается игрой, игрой во взрослость.

У детей может возникнуть негативизм, отрицательное отношение к своему еще вчерашнему прошлому. Мальчишки и девчонки с иронией относятся к тому, что совсем недавно они были маленькими и беспомощными. Это отношение распространяется на одежду, которую они носили, на старые игрушки и книжки. Дети смеются над тем, что занятия с пирамидками и кубиками, куклами и машинками доставляли им явное удовольствие. Игрушки, которые два-три года назад вызывали восторг и восхищение, теперь вызывают у них лишь скептическое удивление.

Средством преодоления кризиса семи лет может стать создание условий для начала освоения ребенком первых теоретических знаний: азбуки, письма и счета. В период кризиса формируется и готовность к школьному обучению.

Готовность к школе – это не только желание, но еще и умение учиться.

Кроме желания стать школьником для успешной учебы важно объяснить ребенку, чему и для чего он учится. Без понимания этого дети не смогут стать учениками в полном смысле этого слова.

Иногда попытки родителей приобщить своих детей к научно-теоретическим знаниям – научить составлять слоги и слова, читать и писать, выполнять арифметические действия – заканчиваются неудачей именно потому, что еще не закончился кризис конца дошкольного детства. Ребята охотно играют кубиками с буквами и цифрами, с огромным любопытством рассматривают книжки, но только картинки в азбуках для маленьких, быстро устают и бегут играть. А попытки взрослых заставить малышей учиться ведут к упрямству и капризам.

Интеллектуальная пассивность детей, их нежелание думать, решать задачи, прямо не связанные с игровой или житейской ситуацией, могут стать существенным тормозом в учебной деятельности.

И только совпадение по срокам систематического обучения наукам в школе или дома с кризисом 6 – 7 лет – моментом, когда игра исчерпывает свои развивающие возможности и на смену ей приходит желание ребенка учиться и узнавать новое, приходит интерес к внешнему миру и готовность к обучению – будет способствовать тому, что учеба станет интересной, даст стойкие положительные результаты.

Для успешной учебы ребенок должен не только понимать, чему и для чего он учится. Он должен хотеть учиться, чтобы узнавать новое. Вот важный шаг на пути к успешной учебе.

В этом возрасте расширяется жизненное пространство ребенка. В общении со взрослыми возникают новые темы, не связанные с сиюминутными семейными или бытовыми событиями. Дети начинают интересоваться политикой, жизнью в других странах, происхождением планет и природных явлений.

Новые знания появляются в результате общения с новым кругом взрослых – воспитатели, руководители кружков, врачи, продавцы, соседи, знакомые папы и мамы. Ребенок учится "как себя вести" в каждой ситуации. Происходит структурирование внутренней жизни ребенка, утрачивается детская непосредственность.

Появление у ребенка внутреннего мира сопряжено с появлением внутренних переживаний – радости, обиды, огорчения – и знания, что он их переживает: "я радуюсь", "я огорчен", "я сердит".  "Я могу быть разным", – понимает ребенок и может сам создать себе какое-то состояние или цель: "Подкрадусь на цыпочках", "Рассержусь", "Напугаю", "Давайте веселиться", "Притворюсь". Во время кризиса семи лет собирается материал для построения собственного "Я": ребенок уже может "захотеть и не заплакать", "не бояться", "попросить", "захотеть и понять, потом выучить", "не плакать и не кричать, а просто сказать".

Появляется новое звено между желанием что-то сделать и делом, а именно возможность оценить будущий поступок. Ребенок размышляет, прежде чем что-то сделать.

В период кризиса семи лет впервые возникает обобщение переживаний, или "логика чувств". Иными словами, ребенок начинает понимать причинно-следственные связи.

Требовательность к себе, самолюбие, самооценка, желание быть успешным возникают именно в этом возрасте и являются следствием осознания и осмысления своих переживаний.

"Мама, а если ребенок очень хочет учиться, знает буквы и умеет считать, он сможет стать отличником, когда пойдет в школу?" – такой положительный образ самого себя будет способствовать стремлению учиться, получать знания и положительную оценку за свой труд.

Но бывает и по-другому: "Ничего не умею", "Никогда ничего не получится", "Я уже все и так умею, все равно ничему в школе не научусь". Такой негативный образ самого себя, сформированный еще только на пороге школы и не без "влияния и помощи" взрослых, ведет к недостатку самодоверия, к снижению успеваемости. А неуспехи и неудачи ребенка влияют на его самооценку и на понимание себя. Нужно еще до школы приложить все силы для того, чтобы этот порочный круг не замкнулся. Дайте ребенку возможность почувствовать успех, хвалите – это придаст ему силы, даст веру в себя: "Трудно, но я смогу".

Если вы заметите, что ребенок охладел к играм и забавам, дайте ему книги, тем самым вы дадите ему толчок к дальнейшему развитию. Теперь оно будет направлено на получение новых знаний и на умение контролировать свое поведение. Ребенок вновь обретет желание подчиняться взрослым, слушаться их, но теперь в новой ситуации – в учебной деятельности. Непререкаемым авторитетом будет тот человек, который поможет малышу войти в мир знаний.

 

Выбор игрушек в соответствии с возрастом ребенка

Развитие ребенка немыслимо без игрушек. Именно они позволяют ему выразить свои чувства, исследовать окружающий мир, учат общаться и познавать себя.

Несомненно у ребенка  должен быть определенный набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым. Игрушки помогают гармонично развивать интеллект, эмоции, самопознание, самоконтроль и умение общаться.

Игрушки из реальной жизни

Кукольное семейство (может быть и семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодка, касса, весы, медицинские и парикмахерские инструменты, плиты, телевизоры, мелки и доска, счеты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

Игрушки, помогающие «выплеснуть» агрессию

Солдатики, ружья, мячи, надувные «груши», подушки, дикие животные, резиновые игрушки, веревки, скакалки, молотки и другие инструменты, дротики для метания, кегли и т.д.

Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения.

Кубики, матрешки, пирамидки, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски, пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

Игрушки, какими  их представляют себе взрослые, с точки зрения ребенка никуда не годятся. Великолепные автоматические и полуавтоматические, полностью собранные игрушки не могут удовлетворить творческие и эмоциональные потребности ребенка. Ребенку нужны такие игрушки, на которых можно отрабатывать, отшлифовывать основные,  необходимые свойства характера. Для этого автоматические игрушки совершенно не пригодны.

Игрушки для самых маленьких прежде всего должны развивать органы чувств: глаза, уши, руки. И пока  основная его потребность – чувствовать тепло, первые игрушки малышей должны быть мягкими и теплыми, тогда они будут полностью соответствовать стремлению малыша все познать через осязание.  Самые лучшие игрушки для маленьких – это те, которые можно кусать. Они должны быть сделаны из мягких материалов – пластмассы, резины, хорошо мыться, быть легкими, не иметь удлиненной плоской формы, чтобы, засовывая их в рот, ребенок не мог подавиться. Окраска игрушек должна быть яркой. Хорошо, если они будут звучащими.

 

Для годовалого малыша интересны и полезны  будут пластмассовые пирамидки из 3-4 составляющих колец разного цвета, мисочки разных размеров, вкладывающиеся друг в друга, разноцветные кубики. Манипуляции с этими игрушками не только развивают интеллект ребенка, но и доставляют удовольствие и радость, когда у малыша что-то получается так же, как у взрослого. Очень полезны игрушки – каталки и неваляшки.

Для 2-летних очень хороши большой разноцветный мяч, который не закатывается под мебель, 7-8 составные пирамидки, мягкие, пушистые игрушки, которые дети уже не тянут в рот, а вот засыпают с ними очень хорошо. Большая пластмассовая машина или коробка уже с этого возраста будет приучать ребенка к аккуратности, самостоятельности, так как в них должны складываться после игры кубики, мячики, резиновые и мягкие игрушки. Хорошо, если в этом возрасте у малыша будет свое игровое место в квартире, а у игрушек тоже свой домик.

К трем годам набор игрушек расширяется. К ярким, разноцветным, с четкой  формой игрушкам прибавляются простейшие конструкторы ( «Волшебный сундучок», «Сюрпризное яйцо»), которые малыши собирают вместе со взрослыми, всегда при этом испытывая удовольствие и восторг от того, что из странных кусочков может получиться замечательная, понятная ребенку фигура-игрушка.  На этом возрастном этапе ребенок начинает активно включаться в мир реальных жизненных ситуаций, узнает, что люди заняты в жизни работой и имеют разные профессии, сталкиваются с проблемами и находят выход из конфликтов. Поэтому чаще всего ребенок выбирает сюжеты для ролевых игр из той жизни, которая его окружает. Дети играют в «дочки-матери», «в папу и маму»,  в «магазин», «доктора», «детский сад» и т.п.  Игрушки в этом возрасте увеличиваются в размерах (большая кукла, большой медведь и т. д.). Правильной будет покупка парикмахерских наборов, чайных и столовых сервизов, принадлежностей доктора Айболита, мебели и других предметов, отображающих различные стороны реальности. Стремление ребенка жить общей со взрослыми жизнью свидетельствует о новом этапе в развитии эмоций и социальной адаптации. Основное требование – «бытовые игрушки» должны быть похожи на «оригинал» и быть достаточно прочными.

К четырем годам ролевая игра становится основным видом деятельности ребенка. Усложняется содержание игры, многие игрушки становятся ненужными, так как детская фантазия способна превратить конкретные предметы в воображаемые. Так, карандаш может стать волшебной палочкой, зеленые листья – деньгами, нарисованные орнаменты на бумаге -  коврами в кукольной квартире. Именно поэтому в таком возрасте наибольшую пользу ребенку принесут не покупные дорогие игрушки, а сделанные своими руками вместе со взрослыми.

Крупные игрушки к пяти годам постепенно перестают занимать ребенка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоевывают интерес и эмоции ребенка.  Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестает быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребенку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолетов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, разборному роботу-трансформеру, набору для шитья и вязания. Детям очень нравятся игрушки,  сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. В этом возрасте ребята любят делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Радость и гордость вызывает в ребенке тот факт, что он умеет  делать добро окружающим и любимым людям. Поэтому любое желание ребенка что-то смастерить, сшить, склеить и кому-то подарить должно приветствоваться родителями, если они хотят развить в ребенке трудолюбие, усидчивость и желание что-то в жизни давать другим.

Не заставляйте никогда ребенка своими руками выкидывать сломанные или устаревшие игрушки! Для него это символы его развития, с каждой связаны  положительные эмоции и переживания. Это его детские воспоминания, это его друзья.

Распоряжаясь сами игрушечным миром своего ребенка, вы можете выбросить его любимые игрушки, а они, как вы уже поняли, не обязательно должны быть самыми большими, дорогими и красочными. Нередко ребенку дороги совсем иные свойства игрушки.

В школьном возрасте дети учатся играть без игрушек.  Им все больше начинают  нравиться подвижные игры со сверстниками с помощью мячей, скакалок, черепков и т.п. В играх ребенок учится выигрывать и проигрывать, подчиняться правилам, признавать выигрыш  другого, общаться и работать  совместно с взрослыми и сверстниками.

Есть поговорка «Нельзя всю жизнь в игрушки играть».

Это правда, но согласитесь, взрослые, как иногда приятно получить смешной сувенир от приятного человека! Дарите своим детям радость не только в дни рождения и в Новый год, но и просто так, от хорошего настроения!

Заповеди для родителей

Что делать и не делать с ребенком дошкольного возраста?

Делайте!

·        Радуйтесь вашему сыну дочке.

·        Будьте всегда в форме, подтянуты и в хорошем настроении.

·        Разговаривайте с ребенком заботливым, ободряющим  тоном.

·        Когда ребенок с вами разговаривает, слушайте  внимательно, не перебивая.

·        Установите четкие и определенные требования к ребенку.

·        В разговоре с ребенком называйте как можно больше предметов, их признаков, действий с ними.

·        Ваши объяснения должны быть простыми и понятными.

·        Говорите четко, ясно.

·        Будьте терпеливы.

·        Сначала спрашивайте «Что», а затем «Зачем и почему»;

·        Каждый день читайте ребенку и обсуждайте прочитанное.

·        Поощряйте любопытство, любознательность и воображение вашего ребенка.

·        Чаще хвалите ребенка.

·        Поощряйте игры с другими детьми.

·        Заботьтесь о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он мог бы рассказать.

·        Старайтесь,  чтобы ребенок вместе с вами что-то делал по дому.

·        Приобретайте диски, кассеты с записями любимых песенок, стихов и сказок ребенка: пусть он слушает их снова и снова.

·        Старайтесь проявить интерес к тому,  что ему нравится делать (коллекционировать, рисовать и пр.).

·        Регулярно водите ребенка в библиотеку.

·         Будьте примером для ребенка: пусть он видит, какое удовольствие вы получаете от чтения газет, журналов, книг.

·        Не теряйте чувство юмора.

·        Играйте с ребенком в разные игры.

·        Чем-то занимайтесь всей семьей.

Задавайте себе вопросы:

·        Какие впечатления я произвожу на ребенка?

·        Веду ли я себя с ним достаточно непринужденно и свободно?

·        Чувствует ли ребенок себя со мной свободно?

·        Достаточно ли развито у меня умение располагать его к себе?

·        Могу ли я говорить с ребенком на любые темы?

·        Удается ли мне убедить ребенка или чаще приказываю?

·        Бывают ли ситуации, в которых ребенок неохотно общается со мной?

·        Чаще советуйтесь со специалистами, другими родителями, читайте книги по вопросам воспитания.

Не делайте!

·        Не перебивайте ребенка, не говорите, что вы все поняли, не отворачивайтесь, пока ребенок не закончил рассказывать, – другими словами, не давайте ему заподозрить, что вас мало интересует, то о чем он говорит.

·        Не задавайте слишком много вопросов.

·        Не принуждайте ребенка делать то, к чему он не готов.

·        Не заставляйте ребенка делать что-нибудь, если он вертится, устал, расстроен.

·        Не требуйте слишком много – пройдет немало времени, прежде чем ребенок приучится самостоятельно убирать за собой игрушки или приводить в порядок свою комнату.

·        Не следует постоянно поправлять ребенка, то и дело повторяя: «Не так, переделай!»

·        Не говорите: «Нет, она не красная», лучше скажите: «Она синяя».

·        Не надо критиковать ребенка с глазу на глаз, тем более не следует этого делать в присутствии других людей.

·        Не надо устраивать для ребенка множество правил: он перестанет обращать на них внимание.

·        Не ожидайте от ребенка понимания: всех логических правил, всех ваших чувств, абстрактных рассуждений и объяснений.

·        Не проявляйте повышенного беспокойства по поводу каждого изменения в ребенке вперед, или некоторого регресса.

·         Не сравнивайте ребенка ни с какими другими детьми: ни с его братом (сестрой), ни с соседями, ни с его приятелями или родственниками.

·        Не находитесь на глазах у ребенка без дела.

При сомнении как поступить, не торопитесь!

Правила общения:


Улыбайся и говори добрые слова


Будь спокойнее – держи себя в руках


 

Скажи себе «СТОП!», и досчитай до 10.


Как помочь учащимся быстрее адаптироваться

к школе после летних каникул?

Не секрет, что учащимся непросто дается начало года. Учителя отмечают, что их трудно собрать, ученики как будто все забыли, их мысли не направлены на учебу, внимание рассеянно и т.д. Однако данные негативные проявления можно минимизировать, если понимать то, что происходит с ребенком в этот период, каковы его потребности, трудности и учитывать данные моменты в организации учебно –воспитательного процесса.

На что стоит обратить внимание:

1. Даже в самых дружных коллективах в первые дни после возвращения с каникул учащиеся заново выстраивают межличностные отношения, пройдя от ощущения некой скованности в общении, к свободе взаимодействия и появлению чувства принадлежности к классу. Для того, чтобы дети быстрее вновь ощутили себя сплоченным коллективом, а не остались «чужими» друг для друга, необходимо как можно больше внимания в первые дни уделить совместным сплачивающим мероприятиям. Походы, создание символа класса, смешного фотоальбома первых дней в школе – эти и многие другие мероприятия помогут быстро сплотить детей.

2. В первые дни прихода в школу детям охота в первую очередь поделиться летними впечатлениями – они выходят на первый план, заслоняя учебу. Поэтому важно дать возможность учащимся поговорить про летние впечатления, для того, чтобы отреагировать их, тем самым, выводя вперед учебные моменты. Пускай школьники принесут летние фотографии и оформят ими стену класса, сделав нужные подписи.

3. Почти все учащиеся приходят в школу после каникул достаточно замотивированные – им хочется идти в школу. Однако это чувство может быстро угаснуть, если начало учебного процесса не «зажигает» ребенка - организовано неинтересно или ребенок чувствует себя не вполне комфортно. «Как встретишь новый год, так его и проведешь» - гласит мудрость. Это актуально и для школьной мотивации – хорошее начало учебы дает мощный толчок на долгое время. Поэтому важно всячески поддерживать ту мотивацию, с которой ученик пришел в школу, организуя учебный процесс, в том числе, повторение в интересной форме для учащихся, создавая безопасную среду в классе.

Адаптация – сложный, длительный и

весьма напряженный процесс.

Учительница даже самая строгая для вашего ребенка, особенно первое время «самая-самая» и ваше негативное отношение к ее требованиям затрудняет собственное определение в статусе ученика.

Плохо или хорошо, но учеба требует жить в коллективе, поэтому ребенок должен обладать знаниями общения со сверстниками. Ни в коем случае не следует перекладывать вину на других, но при этом ребенок должен знать, что у вас он найдет поддержку, сочувствие, будет уверен, что вы поможете ему. Потребуется время, чтобы малыш осознал, что он не «лучше всех», что лучшие умения или большие знания не повод для превосходства и пренебрежительного отношения к одноклассникам. Правильная оценка успехов ребенка (даже если успех невелик и не удовлетворяет учителя или родителей) – это ваша моральная и эмоциональная поддержка ребенка в процессе психологической адаптации. Положительные эмоции, которые испытывает ребенок при общении со сверстниками, во многом формируют его поведение, облегчают адаптацию в школе.

Практические советы:

 

  • будите ребенка спокойно, он должен слышать спокойный голос.
  • не торопите. Умение рассчитывать утреннее время – это ваша задача.
  • не прощайтесь предупреждая: «Не балуйся! Веди себя хорошо». Пожелайте удачи и поцелуйте его.
  • выслушав учителя, не устаивайте «взбучку».
  • перед сном погладьте ребенка, сказку расскажите. Это поможет снять напряженность.